Сегодня повсеместно пользуются QR-кодом, который во многих сферах вытеснил распространенный до него штрихкод UPC. Но мало кто знает, что изначально этот код был создан для того, чтобы улучшить работу японской компании, занимающейся производством различных деталей в сфере автомобилестроения. А сама идея подобного кода пришла в голову одному из инженеров компании, который был поклонником популярной на востоке игры.
QR-код был изобретен еще в 90-е годы прошлого века сотрудниками японской компании Denso для того, чтобы оптимизировать работу на предприятии. Но изобретение стало настолько удачным, что в компании появилось особое подразделение, которое теперь занимается развитием этого направления, а сам код сначала распространился по всей Японии, а затем и по всему миру. QR-код можно увидеть не только на различных товарах, но и на зданиях, объектах культуры, туристических достопримечательностях: при наведении считывающего устройства на код можно быстро получить исчерпывающую информацию об объекте. Его информативность в сотни раз выше, чем у распространенного конкурента — штрихкода UPС, которым все еще активно пользуются в магазинах розничной торговли. Создателем кода является Хара Масахиро — инженер компании Denso. А знаете, в какую игру он любил играть в обеденный перерыв? Это игра го, которая весьма популярна в Японии, Китае и Южной Корее. Поле с расставленными на нем фишками и натолкнуло Хара Масахиро на идею кода, который бы позволял шифровать больший объем информации. Инженер увидел в доске для игры в го матрицу, которая подходит для зашифровки информации, и это стало блестящей альтернативой морально устаревшему американскому варианту кода UPC.
- После того как компания внедрила новый код на своем производстве и по достоинству оценила его возможности, было решено развиваться в этом направлении. Был получен патент на изобретение, который, впрочем, стал открытым. Изобретатель не стал искать выгоды от единоличного владения, а решил внедрить этот удобный код на остальные предприятия Японии. В начале 2000-х новый код уже можно было увидеть не только на японских предприятиях, но и на улицах городов и на различных товарах повседневного использования. Изобретение вышло в мир и стало пользоваться заслуженной популярностью. А появление телефонов с камерой только ускорило процесс распространения инновации. В Сбербанке QR под используется для продажи продуктов эквайринга, для рассылки данных, приложений и обучении сотрудников.