Найти в Дзене

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

Среди русских композиторов XIX века Мусоргский явился одним из самых ярких новаторов. Он надолго опередил свое время и посвятил многие страницы музыки размышлениям о судьбе русского народа.

Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 году в селе Карево Псковской губернии в семье помещика, представителя рода Рюриковичей.

Модест Петрович Мусоргский Портрет работы И.Е. Репина, 1881 г.
Модест Петрович Мусоргский Портрет работы И.Е. Репина, 1881 г.

В детстве его окружала атмосфера патриархального крестьянского быта. Деревенские впечатления наложили серьезный отпечаток на становление музыкального дарования будущего композитора. Впоследствии он вспоминал, что именно погружение в дух

"русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано".

Несмотря на то, что Мусоргский делал большие успехи в занятиях музыкой, в 1849 году, следуя семейной традиции, его вместе с братом Филаретом отвезли в Петербург, отдав вначале в Петропавловскую школу, а затем в Школу гвардейских подпрапорщиков. Мусоргский преуспевал в изучении военных наук, за что был удостоен даже внимания императора.

Первые годы его самостоятельной жизни ничем не отличались от времяпрепровождения его приятелей по военной службе. Он вел светский образ жизни, охотно танцуя на балах и исполняя фрагменты из модных итальянских опер. Но со временем Мусоргский стал уделять все больше времени серьезным занятиям. В частности, он начал брать уроки фортепиано у одного из лучших петербургских педагогов А. Герке, который поощрял его композиторские опыты и способствовал изданию первого произведения Мусоргского - фортепианной польки.

Мусоргский - офицер Преображенского полка
Мусоргский - офицер Преображенского полка

И все же в те годы юноша оставался "изящным офицериком", как описывал его композитор А.П. Бородин. После окончания Школы он поступил на службу офицером в лейб-гвардейский Преображенский полк. Но перспективам блестящей военной карьеры не было суждено осуществиться.

В 1856 году Мусоргский познакомился с А.С. Даргомыжским. Высоко оценив незаурядные способности начинающего музыканта, маститый композитор ввел его в кружок М.А. Балакирева, получивший позднее название "Могучая кучка".

Общение с участниками балакиревского объединения (Ц.А. Кюи, критиком В.В. Стасовым), погружение в их идеи, связанные с развитием русской музыки, побудило Мусоргского принять бесповоротное решение: он должен оставить военную службу и целиком посвятить себя музыке.

Ни родные, ни знакомые не могли отговорить его от разрыва с успешной карьерой.

Итак, в 1858 году Мусоргский подал прошение об отставке и с головой окунулся в музыкальные занятия: изучал историю музыки, играл произведения Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, много читал.

Композиторским же мастерством он овладевал под руководством Балакирева, который рекомендовал, в первую очередь, писать инструментальные произведения в классической форме - симфонии и фортепианные сонаты.

М.А. Балакирев Портрет карандашом Л.Н. Бакста
М.А. Балакирев Портрет карандашом Л.Н. Бакста

Сам Балакирев при сочинении предпочитал опираться на литературные сюжеты или картины природы, но для начинающего автора считал обязательной практику написания непрограммной музыки в классическом духе. Для Мусоргского с его необузданной фантазией этот путь был труден. Он не смог довести до конца ни одну сонату или симфонию.

Удача сопутствовала композитору, когда он черпал вдохновение во внемузыкальных образах. Так, говоря об интермеццо для симфонического оркестра (написано для фортепиано в 1861 году, инструментовано в 1867 году), Мусоргский признавался Стасову, что идея создания сочинения возникла, когда однажды он в псковской деревне солнечным зимним днем встретил

"целую толпу мужиков, ... с трудом шагавших по сугробам снега; многие из них поминутно проваливались в снег и потом с трудом опять оттуда выкарабкивались". Навстречу им "показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, хохотом по ровной тропинке".

При виде этой картины в сознании композитора возникли главные темы и форма будущего интермеццо.

Постепенно от ранних музыкальных опытов, включающих скерцо си бемоль мажор (1858), исполненное на концерте Русского музыкального общества под управлением А.Г. Рубинштейна, Мусоргский наконец подошел к созданию программного произведения. В симфонической картине "Ночь на Лысой горе" (1867) он обратился к сфере фантастики и народных сказаний.

Тщательно изучив описания шабаша по книгам, посвященным поверьям, композитор последовательно отобразил в музыке сбор ведьм, их толки и сплетни, поезд Сатаны, "поганую славу" Сатане и шабаш в виде дикого, неистового пляса, сопровождаемого воплями и криками. Картина завершается изображением утра: светает, поют петухи, и ведьмы одна за другой покидают место сборища.

После окончания "Ночи на Лысой горе" Мусоргского ждало разочарование: Балакирев, оставшийся недовольным сочинением, отказался исполнить его на концерте Бесплатной музыкальной школы. В этом эпизоде проявилось неумение учителя принять своеобразие стиля ученика.

Тем временем творческая индивидуальность Мусоргского все отчетливее заявляла о себе. Найденный композитором реалистический метод нашел отражение в романсах и песнях 1860-х годов. Необычным был уже сам выбор тем - впервые в камерной вокальной музыке прозвучали повествования о народной жизни, а героем стал русский крестьянин.

Порой эти миниатюры доходили до такого уровня трагического обобщения, социально-обличительного пафоса, что запрещались цензурой, как произошло с песней "Семинарист".

По мере того, как крепло дарование Мусоргского, его увлекали все более масштабные замыслы.

В конце 1850-х годов он задумал написать музыку к трагедии Софокла "Царь Эдип", но не осуществил эту идею. В 1853 году композитор приступил к работе над оперой "Саламбо" из истории древнего Карфагена (по одноименному роману Г. Флобера). Пятью годами позже началось сочинение оперы "Женитьба" на почти неизмененный текст пьесы Н.В. Гоголя. И хотя оба произведения остались незаконченными, их значение в творческом становлении Мусоргского чрезвычайно велико.

При написании "Саламбо" он практически освоил приемы музыкально-драматического театра, а в "Женитьбе", следуя за "Каменным гостем" Даргомыжского, поставил перед собой задачу создания речитативно-декламационной оперы, где мелодические обороты отражали бы интонации человеческой речи.

Мусоргский в 1873 г.
Мусоргский в 1873 г.

В 1868 году специалист по истории русской литературы В.В. Никольский подал Мусоргскому идею об опере по трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов". Погрузившись в чтение произведения, композитор представил множество образов и утвердился в мысли, что опера на эту тему может стать необычайно многогранной и глубокой. Мусоргский с жаром принялся за создание не только музыки, но и либретто. За полтора месяца он написал первое действие, и в дальнейшем работа протекала с тем же подъемом и увлечением.

Исполнение отрывков из будущей оперы в кругу близких коллег-музыкантов вызывало восторг и одобрение.

Наконец, в 1870 году "Борис Годунов" был завершен и отослан на рассмотрение в дирекцию императорских театров. Комиссия, в число которой входило семь иностранцев и лишь один русский, отвергла оперу, ссылаясь на отсутствие в ней значительной женской партии и сложность речитативов.
"Огорченный и обиженный Мусоргский взял свою партитуру назад, но, подумав, решился подвергнуть ее основательным переделкам и дополнениям. Задуманы были польский акт в двух картинах и картина "Под Кромами",

- вспоминал близкий друг композитора Н.А. Римский-Корсаков.

В 1874 году опера во второй редакции была поставлена на сцене Мариинского театра. С первого же дня она вызвала ожесточенные споры.

В этом оперном спектакле многое было непривычным для публики: и остро-социальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и психологическая глубина образа царя-детоубийцы, и новаторский музыкальный язык. "Борис Годунов" оказался первым в истории мировой оперы произведением, в котором с такой проницательностью и правдивостью раскрывалась судьба народа. На титульном листе рукописи автор написал:

"Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере".
Автограф Мусоргского для издания клавира оперы «Борис Годунов», 1874 г.
Автограф Мусоргского для издания клавира оперы «Борис Годунов», 1874 г.

Тяжелым ударом для Мусоргского стала разгромная рецензия, опубликованная в газете "Санкт-Петербургские ведомости" со знакомой подписью "***" (так всегда подписывался Кюи, соратник композитора по "Могучей кучке"). К этому времени наметились творческие расхождения и с другими участниками балакиревского кружка, который постепенно приближался к распаду. Лишь неизменно дружеское отношение Стасова поддерживало Мусоргского в последние годы жизни. Обстоятельства существования композитора становились все тяжелее. Изо дня в день он ходил на службу в Лесной департамент, отнимавшую много времени и сил.

«Борис Годунов» в постановке Большого театра СССР
«Борис Годунов» в постановке Большого театра СССР

Спектакли "Бориса Годунова" шли все реже, хотя интерес публики к ним не падал. Особенно болезненно композитор воспринял смерть близких людей - художника В.А. Гартмана (посмертная выставка его работ вдохновила Мусоргского на создание фортепианного цикла "Картинки с выставки") и горячо любимой женщины, имя которой он всегда скрывал. Все это усугубило его пристрастие к алкоголю, возникшее еще в годы учебы.

Мусоргского преследовали неприятности по службе: не раз он оставался без места, испытывал постоянную нужду в деньгах, живя на случайные заработки. Острые эмоциональные переживания этого времени нашли отражение в мрачном цикле романсов "Без солнца" и в трагических "Песнях и плясках смерти" (оба цикла на слова А.А. Голенищева-Кутузова).

Новой, высшей ступенью в творчестве Мусоргского стала работа над оперой "Хованщина" (1872-1880). Ее сюжет был подсказан Стасовым. Композитор перечитал огромное количество исторических материалов, долго искал музыкальные образы для воплощения представлявшихся ему жизненных типов и характеров.

В.В. Стасов Портрет работы И.Е. Репина , 1883 г.
В.В. Стасов Портрет работы И.Е. Репина , 1883 г.

Сочинение "Хованщины" длилось почти десятилетие, до самой смерти Мусоргского. Произведение осталось незавершенным. Римский-Корсаков привел в порядок все оставшиеся материалы и заново оркестровал оперу. В таком виде она появилась на сцене и получила известность во всем мире.

Народная музыкальная драма "Хованщина" посвящена событиям конца XVII века - стрелецким бунтам и движению раскольников. Это было время острой борьбы старой боярской Руси против преобразовании вступившего на престол молодого Петра I. Несколько поступившись исторической точностью, Мусоргский объединил события, отделенные в действительности промежутком в 16 лет.

В "Хованщине" с особой силой проявился его мелодический дар. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням.

Часы «Избушка на курьих ножках» Литография по эскизу Гартмана
Часы «Избушка на курьих ножках» Литография по эскизу Гартмана

Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа стрельцов, раскольников, жителей Москвы. С поразительным мастерством композитор передал многоплановость непрерывно развивающихся событий.

-10

Параллельно с "Хованщиной" в последние годы жизни Мусоргский создавал комическую оперу "Сорочинская ярмарка" (1874-1880).

Вторично обратившись к гоголевскому сюжету, он не пошел по пути сочинения речитативно-декламационной оперы, как это было в неоконченной "Женитьбе". В "Сорочинской ярмарке" раскрылся дар жанрового письма, присущий композитору. Смерть помешала ему завершить работу над оперой. Только в 1916 году она была отредактирована и завершена Кюи.

Еще в процессе сочинения двух последних опер Мусоргский замышлял новую народную музыкальную драму о Пугачевском восстании, которая вместе с "Борисом Годуновым" и "Хованщиной" составила бы своеобразную трилогию на темы из русской истории.

Опера «Хованщина» В постановке Большого театра, 1928 г.
Опера «Хованщина» В постановке Большого театра, 1928 г.

Но этой мечте не дано было сбыться. Тяжелая болезнь оборвала жизнь композитора на 42 году жизни.

Мусоргский в 1874 г.
Мусоргский в 1874 г.

В некрологе Стасов писал:

"Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру! Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества: почти никто из них не живет долго, сколько бы мог и должен бы жить, почти никто из них не совершает всего, к чему, по-видимому, был призван и для чего родился. Почти все скошены на полдороге. Искусство Мусоргского подлинно народно".
Могила Мусоргского в Александра-Невской лавре , Санкт -Петербург
Могила Мусоргского в Александра-Невской лавре , Санкт -Петербург