10 июля заканчивается прием заявлений в школу Astra Nova, организованную Илоном Маском для “серьёзных, творческих, добрых” детей от 8 до 14 лет.
Как и в большинстве частных школ США, обучение в школе платное и довольно дорогое, то есть это явно не массовое образование.
Как и большинство частных школ, Astra Nova несет в себе концепции, замыслы основателя. Конечно, личность Илона Маска вызывает противоречивые реакции у людей от обожания, до откровенной ненависти. И всё-таки, трудно отрицать, что он, как минимум, растревожил сонное царство эстеблишмента, что редко кому удается, и уже этим заслуживает внимания.
Чтобы поступить в школу, помимо финансового обеспечения, нужно ещё написать эссе по этической задаче о загрязнении озера. Не буду приводить здесь полностью текст, тем более, что задача представлена в виде мультфильма, но суть примерно такая – некая промышленная компания загрязняет озеро, появляются встревоженные экологи, и хозяева, чтобы заткнуть им рот, нанимают ученых, которые подделывают анализы и утверждают, что озеро абсолютно здорово, их поддерживают СМИ, политики и всё развивается по очень знакомому сценарию пока озеро не гибнет окончательно. Спрашивается – кто виноват?
Ответа однозначного, конечно, нет. Списать что-то такое невозможно. Задача взята из реальной жизни. Напомню - сочинение пишется ребёнком 8-14 лет. Если это будет написано не ребёнком, это тоже будет заметно. Это вам не ЕГЭ для роботов, с чёткими ответами, над которыми трясется вся страна, как бы их кто не стащил прежде времени.
Обучение в школе Astra Nova строится на 4 принципах:
- Учащиеся должны прилагать значительные усилия при поиске решения, решение должно быть сложным.
- Обучение происходит через моделирование и игры, которые должны быть простыми для понимания, но при этом раскрывать глубину для творческого поиска.
- Этические моменты проектов дают более осмысленный опыт. Как в приведенной выше вступительной задаче с озером, какое бы решение не выбрал ученик, он встанет перед этическим выбором, он ощутит его неоднозначность, из которой неизбежно должна возникнуть осмысленность действия.
- И наконец, 4-ый важный принцип – ребёнку даётся достаточно много времени для анализа и принятия решения. Отсюда вытекает уникальный момент с организацией занятий – они проводятся только по четвергам. Всё остальное время, дано учащимся на обдумывание задач. Опять-таки, никакой гонки.
В этой школе уделяется внимание развитию критического мышления, акцент делается не на том, чтобы как можно больше знать, а на том, как искусно обращаться с накопленными человечеством знаниями. Очень уважаю этот подход.