Приветствую, друзья!
Наверняка, вам попадались на глаза необычные картинки-иллюзии. К примеру, на этой можно увидеть как двух стариков, смотрящих друг на друга, так и двух мексиканцев помоложе (один из которых с гитарой). На самом деле мы неслучайно видим те или иные сюжеты. Неспроста что-то привлекает наше внимание. В этой статье рассказываю, почему так происходит и в чем секрет двойственных изображений.
Впервые такие двойственные изображения появились более 100 лет назад. Один из самых известных примеров того времени - Ваза Рубина. И придумана она отнюдь не художником, а психологом Эдгаром Рубином. Глядя на нее, одни в первую очередь видят вазу, а другие - лица людей в профиль.
Другое популярное изображение называется «Жена или теща?» Оно печаталось на открытках в 19 веке, но психологи заговорили о нем только в 1930 году. Листайте галерею.
Чем любопытны подобные изображения? Во-первых, они демонстрируют двойственную природу образа восприятия. Во-вторых, благодаря им гештальт-психология сформулировала один из своих базовых законов про фигуру и фон.
В чем же секрет двойственных картинок?
Почему одни люди видят одно, а другие - совсем другое? Есть мнение, что это свойство зрительного, а не мозгового аппарата. В зависимости от особенностей зрения, человек замечает определенные образы и сюжеты. Но мне, как психологу, интересно было бы посмотреть на это явление с точки зрения восприятия. Думаю, что психологическая подоплека здесь тоже есть.
Оказывается, существует некий базовый закон, который описывает наше восприятие. Он называется законом фигуры и фона.
В соответствии с ним считается что в нашем восприятии всегда есть некая фигура и есть фон.
При чем касается это не только картинок, но и жизни в целом.
Фигура – это то, что выходит на передний план, выделяется больше всего и воспринимается нами как более яркое и четкое. Для распознавания фигуры нам требуются наименьшие усилия.
Фон - это все остальные визуальные элементы. То, что на заднем плане и простирается уже за границы нашего восприятия.
Иногда мы можем легко переключаться между фигурой и фоном. Посмотрите примеры выше: увидев все сюжеты изображения один раз, мы запросто переводим фокус с одного на другой и обратно.
Этот закон объясняет, что наше сознание стремится понимать окружающий мир в виде фигур на неком фоне.
Самое интересное в том, что человек выделяет фигуру на основе тех переживаний и опыта, которые сейчас наиболее актуальны для него. Соответственно, все то, что мы не осознаем в данный момент и что не находится в фокусе нашего внимания, уходит в фон.
В частности, исследования показали, что на иллюстрации "Жена или теща?" молодые мужчины чаще видят молодую девушку и наоборот.
Таким образом, человек видит на двойственных изображениях то, что для него наиболее важно в данный момент. Через время фигура может измениться (в зависимости от потребностей человека).
Кстати, интересную историю о старинной картине с двойственным эффектом рассказала Лана в своем блоге "Блошка Барахольщица". Чем необычен сюжет этой картины и какой смысл заложил в него автор - читайте в статье.
Друзья, а какие вам встречались самые необычные картинки-иллюзии? Чем удивили, запомнились? Что на них разглядели? Поделитесь в комментариях и давайте обсудим.