Фильм «Маяк» Роберта Эггерса вышел на экраны в прошлом году, но до российского проката добрался только к середине января нынешнего года. Не сказать, что его ждали с нетерпением, как в свое время ожидали последнюю часть «Мстителей», но интерес у нашего зрителя все-таки был.
Многих фильм разочаровал, поскольку был заявлен как хоррор, что явно не соответствует действительности. Я бы назвал картину психологическим триллером – это клише ей больше подходит. К сожалению, многие по достоинству фильм Эггерса не оценили, а зря. Я попытался разобраться, чем же все-таки хороша эта лента, и почему ее надо смотреть.
Два одиночества
Сюжетная составляющая фильма вроде бы проста. Есть два смотрителя, прибывших на маяк. Старик Уэйк в исполнении неподражаемого Уильяма Дефо, который то ли начинает сходить с ума, то ли уже сошел, то ли довольно близок к тому, чтобы окончательно слететь с катушек.
И молодой парень Уинслоу, которого играет Роберт Паттинсон. Хочется порадоваться за этого актера. Ему (не только этой ролью) удалось окончательно выйти за пределы своего самого известного персонажа – лощенного вампира Эдварда из «Сумерек».
Что делают эти два человека весь фильм? Сначала работают, герой Паттинсона ждет лодку обратно на большую землю, но вследствие обмана Уэйка (мне так кажется) вынужден остаться на острове с малоприятным стариком, который вечно прикладывается к бутылке, оскорбляет молодого напарника и постоянно портит воздух, делая жизнь Уинслоу невыносимой. Видимо, от этого у того тоже начинает постепенно съезжать кукушка – ему мерещатся картины из прошлой жизни, сексапильные русалки и многое другое.
Новый капитан Ахав
Большим вопросом весь фильм остается следующее: почему Дефо не пускает молодого напарника в башню маяка, где заседает каждую ночь, периодически выходя голышом на смотровую площадку? Всяческие попытки со стороны молодого выяснить, что же там скрыто, пресекаются стариком, который ревностно охраняет свою тайну с огромной одержимостью.
Почти с такой же, с какой капитан Ахав из мелвилловского «Моби Дика» гонялся за одноименным китом. Да и в персонажах Мелвилла и Эггерса можно найти сходство. Оба – неприятные в возрасте люди, тем более что Уэйк, как мы узнаем из его рассказа, бывший моряк.
Персонаж Дефо хромой на одну ногу, у Ахава же был протез вместо ноги. Да и мистические события, происходящие на «Пекоде» чем-то похожи на действие в «Маяке». Если у Мелвилла с ума сошел молодой юнга, то здесь вполне закономерно с ума сходит герой Паттинсона. Вот вам и первая отсылка.
Поклонение Хичкоку
Еще одна важная деталь, на которой режиссер и оператор постоянно акцентируют внимание зрителя – чайки, населяющие остров. Старик-смотритель постоянно рассказывает молодому подопечному различные мифы, касающиеся этих птиц. Эггерс снова отсылает нас к морским традициям и мифологии, что для него в этой картине, конечно, является неотъемлемой составляющей.
Но человек, сведущий в классике кинематографа, без труда разгадает еще одну режиссерскую отсылку. Я говорю о фильме короля ужасов в кино Альфреда Хичкока «Птицы». Планы и ракурсы, с которых снимают чаек, их агрессивное поведение сразу же заставляют вспомнить одну из самых известных картин мастера.
Миф о Прометее
Еще одна история, которую отыгрывает Эггерс в своем фильме – известный миф о Прометее, подарившем людям огонь. Здесь его роль играет сходящий с ума персонаж Паттинсона, которому удается пробраться в башню маяка, обнаружив там божественное свечение. Не берусь судить о том, что оно может означать еще. Но как на роль огня вполне подходит.
В финальных кадрах мы наблюдаем Уинслоу лежащим на камнях под маяком. Он изранен и почти неподвижен, однако не мертв. Зрителю дают возможность убедиться в том, что он живой. Привлекает внимание и чайка, сидящая на теле Паттинсона, спокойно пощипывающая его печень. И если это не миф о Прометее, то что?
История о Люцифере
Еще одна моя не самая очевидная и местами притянутая за уши догадка. «Маяк» - история отношений между Богом и павшим ангелом Люцифером. Бог здесь это персонаж Дефо, Люцифер - Паттинсон. Он уже как бы свергнут в ад, но пытается снова сместить бога с его места. Подъем к нему символизирует огромная винтовая лестница, которая ведет к башне.
Не один раз Паттинсон пытается подняться, но сначала Дефо его не пускает. А затем он сам кубарем скатывается обратно вниз, что означает его провал. Не знаю, закладывал ли Эггерс сюда такой смысл, но очень похоже на «Потерянный рай» Мильтона. Поэтому, как вы можете видеть, этот фильм не такой бессмысленный артхаус, каким может показаться на первый взгляд.