В 1827 году Общество поощрения художников приняло решение об отправке Александра Иванова своим пенсионером в Италию. Пожертвовав юношеской любовью, Иванов почел своим долгом служение искусству.
«Предприимчивый человек должен прежде всего осудить себя на страданье, а потом уже вкусить успех», — записал он в своем альбоме.
В 1830 году, снабженный подробной инструкцией поведения, программой обучения и многочисленными советами, Иванов отправился морем через Кронштадт в Италию.
В Риме он чувствовал себя одиноко, тосковал по родине. Его мучили сомнения в своих способностях, в выборе пути творческой самореализации. Но наконец наметился прогресс.
В 1836 году он представил картину «Явление Христа Марии Магдалине» на суд зрителей в Италии, а затем России. Полотно было высоко оценено профессурой Академии художеств, Иванову присвоили звание академика.
Первый успех художник решил закрепить грандиозной исторической картиной, над которой уже начал работать. Заграничная командировка растянулась на десятилетия, и все они были посвящены ей. Для нее он готовил свои главные силы, искал идеальную форму и специфический художественный язык — так рождалось «Явление Христа народу».
Около 1833 года Иванов приступает к разработке эскизов. За период работы над полотном была создана целая картинная галерея: около 300 законченных пейзажей и портретов, сделанных с натуры. Иванов провел долгие годы в поисках образов, способных наиболее полно выразить замысел.
Участники картины объединены в группы. В центре композиции — Иоанн Креститель. За ним, в левой части картины, изображена группа апостолов; вторая группа персонажей сходит с холма во главе с фарисеями. Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. В нем угадываются портретные черты писателя Николая Гоголя, с которым был дружен Иванов. Такая композиция распределяет двоякое движение: к Христу и от него.
Иванов изобразил человеческие темпераменты и состояния во всем их многообразии: здесь и уже обращенные в христианскую веру, и язычники, колеблющиеся, испуганные, сомневающиеся.
Образ главного персонажа картины — Спасителя — лишен остроты, излишней физиономической конкретности. В отдаленной фигуре художник сумел показать силу, властность и величайшее спокойствие.
Сюжет своей картины Иванову неоднократно приходилось объяснять. Обычно он ссылался на евангельский текст, повествующий о том, как Иоанн Предтеча крестил народ в водах Иордана, и собравшиеся на берегу увидели идущего Христа. Иоанн предвидел в нем Спасителя, который в муках искупит все человеческие грехи. Иванов в рамках христианского верования высоко поднял тему совершенствования человека ради освобождения духа к вечной жизни на небесах и праведной на земле.
В конце концов Иванов остался без средств, был вынужден в 1858 году покинуть Рим и привез свое творение в Петербург. Но передовое общество, поглощенное идеями политического обновления, равнодушно отнеслось к его работе. Лишь небольшой круг друзей оценил красоту высокого замысла и выразил свое уважение и признание. Художник надеялся, что полотно приобретет император.
Александр II все-таки купил картину, но об этом Иванов так и не узнал: в том же 1858 году он подхватил холеру и скоропостижно скончался.
Мы надеемся, вам понравилась эта статья. Если это так, жмите на «палец вверх» — это поможет каналу развиваться.
А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.
Возможно, вам будет интересно:
История шедевра. Кем была экстравагантная Мадонна Жана Фуке?
Какое русское искусство наиболее востребовано за рубежом?
Самая дорогая художница — Наталья Гончарова
Антиквариат и ювелирные изделия музейного уровня в нашей галерее: www.vremena-art.ru.