Найти тему
РБК Тренды

Зачем учить детей программированию?

Умение программировать также важно как умение читать. Это требования рынка и нового мира. Об этом говорится в докладе НИУ ВШЭ «Универсальные компетентности и новая грамотность». Рассказываем, зачем и как учить ребенка программированию.

Обучать детей программированию нужно не для того, чтобы они в будущем стали программистами. Задача программирования — развить у детей вычислительное мышление, которое поможет им уверенно справляться с комплексными задачами XXI века, которые не имеют однозначного решения.

  • Программирование и навыки работы с компьютером — новая универсальная грамотность как умение читать или писать.
  • Помогает в работе специалистам разных дисциплин. Работники с навыками программирования более востребованы на рынке.
  • Развивает вычислительное мышление. Помогает решать задачи, принимать решения и анализировать их.
  • Поддерживает, подпитывает и стимулирует креативное мышление. Помогает придумывать новые решения и проекты.
  • Развивает умение учиться, исправлять ошибки и искать новые области знаний.
  • Объединяет и помогает находить общий язык с другими людьми.
  • Мотивирует детей учиться, задавать вопросы и искать на них ответы.

Как программирование учит решать задачи:

Программирование развивает у детей вычислительное мышление и дает набор приемов, применимых в любой сфере. Перед тем как писать код, ребенок должен проанализировать задачу и разобрать ее на подзадачи.

Четыре основных компонента вычислительного мышления (Фото: Krauss, Prottsman 2016)
Четыре основных компонента вычислительного мышления (Фото: Krauss, Prottsman 2016)

Идеолог конструктивизма в педагогике Жан Пиаже предложил такую идею: дети учатся быстрее, когда сами формируют свои представления об увиденном и делают собственные заключения, а не когда им говорят, как они должны воспринимать мир. Дети оказываются не пассивными получателями знаний, а наоборот, сами их конструируют.

Дети смогут применять «вычислительные» подходы в разных контекстах и дисциплинах. Если ребенок научился раскладывать большую задачу на маленькие фрагменты, находить сходства в разных элементах, выявлять и устранять незначимые детали, выстраивать фрагменты в единый алгоритм для получения результата, он сможет решить задачи в любой дисциплине. Кроме того, программирование помогает детям учиться сетевым взаимоотношениям: общаться в видеоконференциях, соцсетях, осваивать другие важные цифровые навыки.

Как стимулирует креативное мышление:

Митч Резник, руководитель исследовательской группы, которая разработала язык программирования Scratch, уверен, что креативность можно поддерживать, подпитывать и стимулировать.

За компьютером дети потребляют информацию, играют в игры и только малую часть времени придумывают и создают что-то свое. Тенденция начала меняться с распространением инструментов программирования для детей, например Scratch, Alice или Kodu. С помощью таких инструментов дети учатся создавать игры, анимацию, истории и художественные элементы. Программирование помогает поддерживать и стимулировать креативность, открывает источники вдохновения, чтобы выражать свои идеи и раскрывать личность.

Профессор Лаборатории Медиа Массачусетского Технологического Института Митч Резник объясняет, почему важно научить детей не только читать с помощью новых технологий, но и создавать их

Как развивает умение учиться:

Обучаясь программированию, дети учатся мыслить по-новому. Если написанная программа не работает или работает не так, как ожидал ребенок, ему приходится разбираться и искать другой подход. Ребенок начинает понимать новые идеи и учится учиться.

По сравнению с другими видами учебной деятельности программирование — более щадящий и мягкий процесс. Работа с кодом помогает учиться на своих ошибках и не вызывает дискомфорта, если дети их совершают. Например, ребенок может отменить команду, чтобы исправить ошибку в коде, внести правки и попробовать что-то новое. Благодаря программированию дети перестают бояться ошибок.

Ребенок начинает ценить обучение программированию, когда выражает себя через продукт, который может показать другим. Такой подход обозначают понятием «вычислительное участие» (computational participation).

Как стимулирует учебную мотивацию:

В традиционном классе учитель дает задания, а ученики их решают. Если у детей есть внутренняя мотивация к учебе, такой подход будет работать, но не для всех. При этом у детей почти не остается времени и ресурсов для самовыражения. Вычислительное участие помогает решить эту проблему за счет персонализации и опоры на внутреннюю мотивацию.

Например, Scratch выбирает отдельные проекты для показа на главной странице, вместо прямого вознаграждения в виде очков, баллов или звездочек. Дети радуются, когда выбирают именно их проект. Идея такого подхода в том, чтобы мотивировать других, подсказывая им новые идеи. В профиле пользователя не говорят, сколько раз его проекты оказывались на главной странице, а лишь над сколькими проектами ребенок работал.

Обычный результат программирования — это проект. Ребенок сразу видит: работает или не работает программа. Если не работает, он старается понять, что нужно узнать для завершения проекта. Ученик мотивирован, ему интересно искать ответы на вопросы.

Фото: Andrea Piacquadio / Pexels
Фото: Andrea Piacquadio / Pexels

Так как же учить детей программированию?

Согласно исследованию по развитию компьютерного мышления, формальная обстановка развивает системное мышление, а неформальная помогает детям развивать мотивацию и определить сферу интересов. Идеальная обстановка должна совмещать то и другое.

Профессора Кафай и Берк создали две среды обучения, чтобы оценить различия между структурированным обучением и внеучебной средой. В каждой из них, ученики создавали цифровые истории с одним и тем же преподавателем на протяжении десяти недель.

Согласно результатам исследования, на занятиях в «кружке» меньше детей закончили свои проекты, но сделали их сложнее и больше. Они использовали больше креативных навыков программирования и вдвое активнее сотрудничали со своими сверстниками. При этом для тех, кто только знакомится с программированием, структурированное занятие будет более эффективным.

Сравнение учебной среды в классе и клубе
Сравнение учебной среды в классе и клубе

Авторы доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность» предлагают дополнять занятия в классе мейкингом, мероприятиями по программированию и походами в технопарки.

  • Мейкинг. Педагоги объединяют детей на внеклассных мероприятиях для создания физических или цифровых проектов — мейкинга. Создание реального продукта дает ученикам стимул учиться, возможность применить знания на практике и понять, что еще нужно освоить.
  • Мероприятия по программированию. На таких мероприятиях участникам дают материалы, чтобы самим провести занятия по программированию. Учителю, родителю или ребенку остается собрать других детей вместе и начать учиться.
  • Детские технопарки. Это образовательные площадки для школьников. В технопарках устанавливают высокотехнологичное оборудование, чтобы мотивировать детей учиться проектированию и компьютерным технологиям.

Материал из архива РБК Тренды

Читайте также:

Как быть востребованным в сфере ИТ. ИТ-технологии пронизывают сегодня практически все сферы жизни, а потребность в новых кадрах растет с каждым годом. В будущем этот тренд будет только усиливаться, и тем, кто хочет успевать за отраслью, надо быстро обучаться.

Какие они — дети поколения Z и «альфа»? Чтобы понять, каким будет завтра, нужно уже сейчас изучать современных детей и подростков — тех, кто будет формировать наше будущее и жить в нем. Это так называемые поколения Z и «альфа»

Детские гаджеты: вред или польза. Хотите обеспечить безопасность ребенка и всегда находиться с ним на связи, но опасаетесь негативного влияния гаджетов? Умные устройства, ориентированные на детей, способны стать разумным компромиссом