Мы уже писали о великих балеринах 19 века, запомнившимся преимущественно по какой-то одной партии. С мужским танцем немного сложнее. Очень часто нет такой привязанности к одной роли, как в случае с Сильфидой-Тальони или Жизелью-Гризи.
1. Огюст Вестрис. Это первый танцовщик, который начал бешено вращаться и высоко и далеко прыгать на сцене. До него во Франции преобладал так называемый "благородный стиль", где танцовщики жеманились и манерничали. Стиль же Вестриса навел настоящий переполох среди танцовщиков и балетоманов старой формации.
Наиболее успешные балеты 80-х 90-х годов 18 века - это "Танцемания" и "Дафнис и Пандроза" Пьера Гарделя. Вот в них Вестрис и снискал славу, а посмотреть на него приезжали из Франции даже тогда, когда он, спасаясь от французской революции, переехал в Лондон.
2. Луи Дюпор. Преемником, а заодно и конкурентом Вестриса, позднее стал Луи Дюпор.
Он также стремительно вращался и широко прыгал. Про него в России писали, что он может пересечь сцену Большого театра (имеется ввиду Большой каменный театр Петербурга, центр балетных событий того времени в России) в 3 прыжка. Стиль его танца вызывал серьезное недовольство у публики, к танцовщикам стали относиться как к циркачам.
Дюпор танцевал в культовых тогда балетах - "Зефир и Флора", "Психея и Амур", "Дезертир" (солдат Алексис). Поговаривают, что танцуя в России вместе с Марией Даниловой, юной звездой балета, разбил ей сердце, чем еще больше подорвал и так ее не слишком крепкое от природы здоровье и психику.
3. Жюль Перро. А самым главным Зефиром (о чем впоследствии часто напоминала пресса) стал Жюль Перро, - последний танцовщик, которому простили танец перед долгим его забвением.
Уже при нем мужчинам стали отводить лишь роли "носильщиков балерин", но Перро был тем, чей танец приветствовали. Тем не менее, новые веяния усилились, и Перро пришлось уйти из Гранд Опера, где его вытеснил как раз такой "носильщик" Люсьен Петипа, старший брат Мариуса "Наше Все" Ивановича.
Тем не менее, Перро здорово реализовался затем как хореограф. Многими знаменитыми балетами - "Жизелью", "Эсмеральдой" и т.д. - мы обязаны именно ему.
С уходом Перро мужчины танцевать перестали до самого появления следующего героя.
4. Вацлав Нижинский. Он-то и вернул мужской танец на авансцену. Точнее, начал это делать.
Подлинный гений, наведший шороху в свое время. Имел собственный артистический, танцевальный стиль, а также стиль сценических костюмов. Нижинский танцевал во многих знаковых балетах начала 20 века - "Петрушке", "Жар-птице", "Павильоне Армиды", "Видении розы", "Шахерезаде". Но главной его ролью стал "Послеполуденный отдых фавна". Балет шокировал публику своим откровенно эротическим подтекстом и явно выраженными сексуальными движениями.
5. Вахтанг Чабукиани. А этот "горный орел" танца, как его называли, продолжил укреплять позиции мужского танца.
Чабукиани много для этого сделал. "Заставил" танцевать Солора в "Баядерке" (до этого партия была пантомимная в основном), придумал несколько характерных ролей, завязанных именно на нем. Фрондосо из Лауренсии, Андрий из "Тараса Бульбы", Отелло и т.д. Зависимость этих партий от него обернулась тем, что многие балеты сошли со сцены после того, как Чабукиани прекратил танцевать.
Но главная его партия - это все-таки Отелло.
6. Эрик Брун. В России многим он известен как партнер Рудольфа Нуреева, однако это несправедливо.
Брун был блистательным танцовщиком, получившим международное признание, и Нуреев, прежде всего, заразился именно его танцем. Он даже специально добывал из-под полы пиратские записи с его выступленяими. Наиболее известные партии в его исполнении - Джеймса в "Сильфиде", Альберта в "Жизели", Зигфрида в "Лебедином озере".
7. Рудольф Нуреев. Нуреев вывел мужской танец на совершенно иной уровень.
За границей он был бешено популярен по нескольким причинам. Это и его танец, и его легендарная история побега за границу, и суперзвездный дуэт с Марго Фонтейн. Наверное, нет смысла перечислять его главные партии - он сам разукрашивал любую из них, многие балеты ставились именно для него. Хотя, наверное, ни к одному балету он не проявил столько рвения и интереса, как к "Лунному Пьеро". Шутка ли - несколько лет он осаждал Гленна Тетли, балетмейстера, чтобы тот взял его танцевать Пьеро. Тетли считал, что Нуреев не подходит на эту партию.
Стоит и отметить его деятельность на посту директора балетной труппы Гранд Опера. Он дал зеленый свет выдающемуся поколению. Сильви Гиллем, Изабель Герен, Лоран Илер, Манэуль Легри - всем шанс дал именно он.
8. Владимир Васильев
Среди главных партий легенды Большого театра - Принц в "Щелкунчике" и легендарный тандем с Марисом Лиепой в "Спартаке". Планировалось, что Васильев будет Крассом, но Григорович решил по-другому. Кстати, а знает ли кто, что Васильев сначала вообще был рабом Гармодием (затем - просто безымянным рабом), любовником Эгины? Но не у Григоровича, а у Якобсона, поставившего балет изначально в Ленинграде, а затем перенесшего его в Москву. При этом, в данной партии Васильев был очень убедителен. Постановка Якобсона не была успешной, в Америке так вообще провалилась, и после этого за дело взялся Григорович. Он-то и решил, что Васильев будет не просто Спартаком, а танцующим Спартаком с человеческим лицом.
9. Михаил Барышников. У этого гениального танцовщика также сложно выделить что-то одно.
Хорош он был и как Принц в "Щелкунчике", и как Альберт, и как Базиль в "Дон Кихоте". Причем, именно как Альберт Барышников покорил Америку в 1974 году. Конечно, выделялась и современная постановка "Синатра-Сюита".
Барышников чуть ли не единственный из сбежавших из СССР артистов-мужчин полностью прижился на западе, построив там блестящую карьеру и сколотив приличное состояние. Запомнился также и как актер.
10. Роберто Болле
Роберто Болле - лицо современного итальянского балета. Да и мирового тоже. Артист обладает эффектной внешностью, безупречными данными и классической выучкой. Является на данный момент премьером аж шести ведущих театров мира (разумеется, во многих приглашенным) и самым высокооплачиваемым танцовщиком в мире. Является организатором шоу "Роберто Болле и друзья", куда приглашает как звезд балета, так и начинающих исполнителей.
Среди главных партий - Дезире в "Спящей красавице", Зигфрид, Альберт, Солор в "Баядерке", и т.д.
11. Сергей Полунин. Вот тут вопрос - можно ли Полунина назвать великим? Великим талантом - безусловно. Однако пока, все-таки, в полной мере не реализовавшимся.
Оставив за скобками все его скандалы, стоит признать, что это действительно талантливый танцовщик. Партий у него было много, но я лично для себя выделяю его выступление в балете "Спартак". Шутка ли - его возможное выступление в заглавной партии этого спектакля балетоманы начали обсуждать еще года за два до премьеры. Ажиотаж был колоссальный. С интересом обсуждался и расклад, при котором Полунин станцует Красса, а Иван Васильев - Спартака. В итоге, когда все случилось - 17 октября 2014 - из Москвы в Новосибирск, где происходило действо, прилетело несколько десятков зрителей. Все из-за него.
В дальнейшем он станцевал Спартака лишь единожды - в Мюнхене через год, и ажиотаж также был значительный. Затем еще пару раз отметился в партии Красса.
P.S. А все-таки интересно было бы посмотреть на Васильева-Спартака и Полунина-Красса.
Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями. Всем хорошего настроения, любите балет!