Прошло всего лишь двадцать лет, больше терпеть церковники не могли. Что же важного было принято на соборе? Узнаете из статьи.
Как организовали мероприятие
Четвертый вселенский собор (то есть Халкидонский) созвал Император Маркиан в 451 году, было произведено семнадцать заседаний.
Председателем был Анатолий Константинопольский, который перешел на сторону ортодоксов. Епископов же было 630, но это, не считая других лиц, таких как уполномоченные пресвитерского сана которые замещали какого-либо епископа.
Почему организовали собор?
Причины созыва были, как обычно, связаны с политикой и некоторым религиозным причинам.
Главным образом этот собор был важен для того, чтобы обеспечить религиозное единство, чтобы повлиять на политическую стабильность империи. В то время продолжалось соперничество Константинопольского и Александрийского патриархатов, ведь Константинопольский собор в 381 году сместил Александрийскую кафедру на третье место, заняв при этом второе место после Рима. Это действие могло разрушить единство империи. Лев первый говорил, что от веры в единую Троицу зависит единство и прочность государства.
Несмотря на то, что причин хватало, чтоб созвать всех на мероприятие — они решили, что надо поставить точку в борьбе с несторианством.
Несторианская догматика предполагала излишнюю двойственность в отношении природы Христа, ее заменили на монолитную (монофизитскую).
Такая формулировка расходилась с посланием Epistola dogmatica, которую отправил папа римский Лев первый — архиепископу Флавиану и собору в 449 году. Сам папа римский не смог попасть на собор, к Риму подходили войска Аттилы. Он отправил на собор легатов, которые должны были отстаивать его формулировки, но они не справились с задачей и еретические решения были утверждены Феодосием вторым.
Спустя какое-то время Феодосий покинул этот скучный мир, и его сестра Пульхерия стала женой сенатора Маркиана и возвела его на трон. Пульхерия была сторонницей папы Льва первого, ну и, кроме этого, Диоскор настроил против себя императорскую чету, что впоследствии ускорило созыв нового собора.
Решения собора
Главной темой стало осуждение учения Евтихия — монофизитства, но перед этим они рассмотрели события разбойничьего собора 449 года в Эфесе. Обсуждались деяния Диоскора, после прочтения записки, где были описаны все его проступки — его лишили права голоса и определили его как подсудимого. Ему вменяли в вину безнравственность, жестокость и множество моментов разного рода насилия. Его низложили, а епископов, которые выполняли его приказы — оправдали из-за того, что они раскаялись в поступках и признались, что действовали из-за страха перед Диоскором.
Другой темой стало принятие нового догмата, они решили, что новое вероучение должно отрицать учения несторианства и монофизитства. Взяв за пример изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва Римского к Флавиану, они определили новый догмат о Христе, который выглядит так:
Правила принятые на соборе:
Конечно же в основном это снова порядки церковные, в которых прослеживается одна тема - власть. Единственная проблема этих правил в том - что они никак не соотносятся с библией.
Что же еще происходило?
После Халкидонского собора император приказал всем принять учение, которое определил Халкидонский собор и принял новые законы относительно монофизитов. Их ссылали в заточение или изгоняли, а их сочинения попросту сжигали. Распространять сочинения монофизитов запретили, а за нарушения казнили.
На этот собор не пришли представители закавказских Церквей, а после того, как узнали о решениях собора — Армянская, Грузинская и Албанская церкви отказались их признавать, увидев в них возрождение несторианства.
Халкидонский собор, на который так полагался император Маркиан — не принес мира во Вселенскую церковь, христианство было разделено как минимум на четыре ветви, то есть на четыре разных вероопределения. К примеру, в Риме доминировало халкидонитство, в Византии было популярно миафизитство, в Персии же было несторианство. В захваченном вандалами Карфагене, а также в Испании и в части Галлии господствовало арианство.
Этот собор многое изменил, ввели множество правил, но потеряли по пути учение Христа. По своей сути - Халкидонский собор не поддерживают древневосточные церкви, ну и кроме этого это последний собор, который поддерживают протестанты.