Большая катушка
Akai GX-215D. В средине 80-х ко мне несколько раз привозили такие магнитофоны на профилактику и настройку. Откровенно говоря, они произвели на меня двойственное впечатление. Это неудивительно, ведь, согласитесь, в любом аппарате, даже самом продуманном и качественно изготовленном можно при желании отыскать пару недостатков.
Модель GX-215D, выпускавшаяся с 1976 до 1981 года, оказалась одной из последних в 200-й серии, кроме, пожалуй, очаровательной «переходной» 255-й модели, и была, по сути, несколько модернизированной версией GX-210D. Очень неплохие заявленные характеристики и надежная на первый взгляд конструкция предопределили рыночный успех магнитофона, который выпускался целых 6 лет и стал одним из бестселлеров компании.
Публике быстро пришлась по вкусу эта модель: за сравнительно небольшие деньги меломан получал честный трехмоторный аппарат со сквозным каналом, «вечными» стеклоферритовыми головками и автореверсом, правда, только в режиме воспроизведения.
Здесь я хотел бы остановиться на фирменном акаевском ноу-хау – головках GX. Далеко не всем известно (и об этом мало кто пишет), что главная особенность этих головок не в их живучести и не в том, из каких материалов они сделаны, а в их геометрии. Дело в том, что инженерам компании Akai в конце 60-х – начале 70-х годов удалось сконструировать записывающую головку, которая в одиночку выполняла функции двух головок системы cross-field, то есть, была способна сфокусировать магнитные поля тока записи и тока подмагничивания на очень маленьком «пятне» в зоне контакта с магнитной лентой. В результате удалось заметно раздвинуть АЧХ магнитофонов в сторону высоких частот при одновременном расширении динамического диапазона.
Однако самое время поговорить об особенностях GX-215D. По сложившейся традиции начну с достоинств магнитофона.
1. Дизайн. Я уверен, что поразительная популярность модели была в значительной мере обусловлена ее внешним видом. Компактный, но вызывающий ощущение монументальности корпус, изящная, гармоничная фронтальная панель, традиционно расположенные блок головок, тонвал, индикаторы и органы управления и, заметьте, практически никакого декора – все предельно лаконично, целесообразно и, как результат, красиво.
2. Предельно простая кинематика лентопротяжного механизма – классическая трехмоторная схема.
3. Электрическое переключение скорости протяжки. В качестве ведущего в магнитофоне был применен двухскоростной синхронный двигатель переменного тока, в котором переход на пониженную скорость осуществлялся удвоением числа задействованных полюсов в статоре. Все исключительно просто и надежно.
4. Деликатный «ленточный» тормозной механизм.
5. Пассиковый привод маховика тонвала. Мне нравится подобное решение: пассик практически бесшумен, он хорошо демпфирует врожденные детонации синхронного двигателя и, главное, фирменные акаевские пассики десятилетиями не теряют эластичности, они очень долговечны.
6. Простота электрической схемы и доступность регулировок. Для опытного мастера не составит труда разобраться в том, какими подстроечными потенциометрами выставлять ток записи, а какими – ток подмагничивания даже без руководства по обслуживанию. Так же просто обнаруживаются переменные резисторы, отвечающие за уровни воспроизведения, калибровку индикаторов и коррекцию АЧХ.
7. Такое же, как в Akai GX-4000D ручное переключение коррекции. Можно использовать для «оживления» оригинала, если он кажется несколько вялым в области высоких частот.
8. Шикарные для данного класса аппаратуры заявленные параметры:
– Частотный диапазон на скорости 19 см/сек – 30—25 000 Гц (±3 дБ)
– Частотный диапазон на скорости 9,5 см/сек – 30—19 000 Гц (±3 дБ)
– Коэффициент детонаций на скорости 19 см/сек – 0,09%
– Коэффициент детонаций на скорости 9,5 см/сек – 0,18%
– Соотношение сигнал/шум на скорости 19 см/сек свыше 56 дБ
– Отклонение скорости движения ленты не более 1%
– Коэффициент нелинейных искажений менее 0,5%
9. Субъективно верное, хорошо детализированное звучание.
Надо сказать, что с точки зрения меломана хорошо отрегулированный Akai GX-215D не только не раздражает, но и дает возможность получать удовольствие от прослушивания записанной на нем серьезной инструментальной музыки и вокальных произведений любых жанров – от симфоний и опер до фортепианных миниатюр. О джазе и, тем более, роке – и говорить нечего.