Приход на место главного кораблестроителя британского флота в 1886 году Уильяма Генри Уайта привел к пересмотру политики строительства крейсеров для Королевского флота.Достроив семь броненосных крейсеров типа "Орландо",Уайт решил отказаться от устаревшей ,по его мнению,концепции броненосных крейсеров.И целое десятилетие британские верфи вместо броненосных крейсеров штамповали огромные бронепалубные корабли.
Развитие мощной скорострельной артиллерии заставило его предположить,что для океанских крейсеров большее значение будет иметь скорость. Пояс броненосных крейсеров из-за хронической перегрузки все равно все чаще становился подводным, а излишняя нагрузка не позволяла обеспечить высокую скорость. В итоги для погони за рейдерами броненосные крейсера были слишком тихоходны,а для линейного боя слишком слабы.
Новые крейсера должны были обеспечить эффективную защиту морских коммуникаций империи за счет высокой скорости , сильного вооружения и большой дальности плавания.Проект,созданный на базе "Орландо",был крупнее и лишился бронепояса,но за счет максимально мощных машин должен был иметь кардинальное преимущество в скорости. Большие,быстроходные и хорошо вооруженные крейсера Уайта должны были “превосходить скоростью, запасами угля, защитой и вооружением все, что было достигнуто прежде” .Именно такие корабли,по мнению Уайта,должны были нейтрализовать угрозу русских и французских броненосных крейсеров в мировом океане.
Два бронепалубных крейсера 1-го класса -"Блейк" и "Бленхейм" стали первыми в британском флоте. Английская классификация предусматривала для крейсеров 1-го класса наличие 234 мм пушек. В эпоху Уайта именно их потомки несли на себе основную ответственность за беспрепятственное поступление грузов в метрополию.
"Блейк" получил имя в честь прославленного британского адмирала 17-го века.
Роберт Блейк (27 сентября 1598 - 17 августа 1657 ) — английский адмирал, деятель Английской революции, сподвижник Оливера Кромвеля. Депутат парламента в 1640 и 1645 годах. Во время гражданских войн 1642—1646 и 1648 командовал отдельными кавалерийскими отрядами, действовавшими против роялистов. Блейк признан основателем военно-морского превосходства Англии.
"Бленхейм" удостоился наименования в честь одной из знаменитых битв Войны за испанское наследство.
Битва при Бленхейме — сражение, произошедшее 13 августа 1704 года, в ходе войны за испанское наследство (1701—1714), в районе деревни Гохштедт (современный город Хёхштедт-на-Дунае, Германия) на левом берегу Дуная. Союзными войсками против франко-баварской армии командовал герцог Мальборо. Подавляющая победа союзников обеспечила безопасность Вены от франко-баварской армии, таким образом предотвратив крах Великого Альянса .
Однако силовая установка новых крейсеров со штатным режимом форсировки оказалась весьма ненадежной и в реальности гораздо менее эффективной. Рекордов скорости показать не удалось.При этом корабли оказались весьма дорогими- "Блейк" обошелся в £ 440 471 ,а "Бленхейм"- в £ 425 591. Т.е. пара крейсеров стоимостью в хороший броненосец.
Сами "Блейки",несмотря на неудачу с рекордами скорости(без форсировки она была лишь 20 узлов,а форсировка была опасна для силовой установки как бы не больше вражеских снарядов) внедрили достаточно много новшеств,прижившихся на флоте. Впервые средняя артиллерия обрела индивидуальные бронированные казематы,что позволило резко увеличить живучесть пушек .
Развитием направления стали 8 крейсеров типа "Эдгар". От скоростных амбиций пришлось отказаться(проект был рассчитан на 20 узлов), благодаря этому удалось снизить водоизмещение,сохранив вооружение.
Наработки по "Блейку" были использованы Уайтом и при создании серии классических эскадренных броненосцев типа "Ройал Соверен".
«Блейк» HMS Blake — Chatham Dockyard, заложен в июле 1888 г., спущен 23 ноября 1889 г., в строю с 2 февраля 1892 г. Плавбаза -с 1907 г. Продан на разбор 9 июня 1922 г.
«Бленхейм» HMS Blenheim — Thames Ironworks & Shipbuilding Company , Лимут, Лондон ,заложен в октябре 1888 г., спущен 5 июля 1890 г., в строю с 26 мая 1894 г. Плавбаза -с 1907 г. Продан 13 июля 1926 г. Списан в 1926 г.
Водоизмещение 9150—9296 тонн. Длина 114,30 / 121,84 м. Ширина 19,81 м. Осадка 7,32-7,6 м.
Бронирование-Палуба — 76 мм (скосы 152 мм), , гласисы 203 мм
щиты орудий — 114 мм, казематы — 152 мм,
рубка — 152 мм.
Двигатели- 4 паровые машины тройного расширения, 6 двойных паровых котлов,13 000 л. с. при естественной тяге, 20 000 л. с. — при искусственной. Движитель 2 винта.Скорость хода 20—22 узла. Дальность плавания 2460 миль . Дальность плавания 10 000 морских миль на 10 узлах. Экипаж 570 человек.
Вооружение (при постройке) -2 × 1 — 234-мм BL 9,2"/31,5 Mk VI , 10 × 1 — 152-мм QF Mark I – III , 16 × 1 — 47-мм QF 3-фунтовая (47 мм) пушки Hotchkiss . Минно-торпедное вооружение 4 × 1 — 356-мм торпедных аппарата
В варианте плавбазы-дополнительный запас угля 624 коротких тонн (566 тонн)в ямах и 650 коротких тонн(590 тонн) в мешках -для эсминцев.
Вооружение- 4- 152 мм пушки,2-4 -102 мм пушки,4- 76 мм орудия.
Крейсер имел двухтрубный и двухмачтовый силуэт с носовым тараном и двумя бронированными башнями на носу и на корме.
Основное вооружение крейсеров типа "Блейк" - стандартный набор больших английских крейсеров этого периода-две 234 мм пушки BL 9,2"/31,5 Mark VI в двух одноорудийных башнях,установленных в оконечностях в диаметральной плоскости и десять 152 мм орудий QF Mark I ,в т.ч. 6- в одиночных установках с бронещитами на верхней палубе и 4-в бронированных казематах на главной палубе.
Во время испытаний оказалось,что 152 мм установки на главной палубе на ходу регулярно заливало водой из-за низкого борта.
Противоминную защиту обеспечивали 16 трехфунтовых 47-мм QF пушек Hotchkiss ,распределенных равномерно по периметру корабля.Торпедное вооружение из четырех 14 дюймовых аппаратов -двух подводных и двух надводных.
Бронирование состояло из карапасной палубы 76мм,на скосах 152 мм , башен главного калибра с 305 мм бронеплитами, щиты 152 мм орудий имели толщину 114 мм,а стены казематов-152 мм.
Так как паровые машины частично были выше уровня палубы-их защищал 203 мм гласис. Боевая рубка была обшита бронеплитами 305 мм.
Двухвальная силовая установка из четырех паровых машин тройного расширения производства Humhrys , Tenant & Co и 6 двойных цилиндрических котлов мощностью 13 000 л.с. при нормальной тяге и 20 000 л.с. с принудительной тягой обеспечивала скорость 22 узла на форсировке и 20 узлов на естественной тяге. Форсировку проводили наддувом сжатого воздуха в котлы.
На испытаниях "Блейк" показал среднюю скорость 19,3 узла,а "Бленхейм"-20,4 на почти 15 000 л.с.. Максимальную зафиксировали на "Бленхейме"- 22,5.При наддуве котлов крейсера могли идти 21,4 - 21,8 узла.
Эксплуатация показала опасность форсировки для надежности работы силовой установки,от давления лопались паровые трубки.2 июля 1896 года при испытании форсированного режима на "Блейке" перегрелся и взорвался один из котлов. Погиб человек.В конечном счете форсировку запретили.
Запас угля в 1800 тонн позволял пройти до 10 000 миль на 10 узлах экономичной скорости.Но это было кардинально меньше расчетов по проекту,которые обещали крейсеру 15 000 миль на одной загрузке.
"Блейк" начал свою службу в 1892 году с должности флагмана Североамериканской станции,затем стал флагманом уже на Вест-Индской станции. В 1895 году вернулся в метрополию и вошел в состав флота Канала.
В октябре 1900 года крейсер использовали в качестве быстроходного транспорта.2 января 1901 года он доставил в Плимут часть экипажа броненосца HMS "Empress of India"(императрица Индии),больных и заключенных со средиземноморской станции. Через несколько дней крейсер снова отправили в дальнюю дорогу-на этот раз в Австралию-провести смену экипажа флагмана Австралийской станции крейсера HMS "Royal Arthur".После возвращения корабль 15 июля 1901 года поставили на переоборудование в Девенпорте.
К августу 1907 году крейсер переоборудовали в базу эсминцев и 6 августа 1908 года он вступил в строй в новом качестве. Во время первой мировой был приписан последовательно к 2-й,11-й ,12-й,5-й флотилиям эсминцев Королевского флота. Продан на слом летом 1922 года.
"Бленхейм" вошел в строй 1 января 1891 года в Чатеме. Его служба имела свои деликатные особенности.
12 декабря 1894 года прямо в Виндзорском замке ,сразу после назначения королевой Викторией в состав Тайного совета ,от сердечного приступа в возрасте 49 лет скончался действующий премьер-министр Канады Джон Томпсон.
После траурной церемонии в Британии,в декабре 1894 года на борт "Бленхейма" погрузили гроб Джона Томпсона. По этому поводу крейсер окрасили в черный траурный цвет.3 января 1895 года Томпсона похоронили в Галифаксе.
Но это было только начало. Когда в январе 1896 года на борту крейсера 3-го класса HMS Blonde в Сьерра-Леоне скончался от малярии принц Генрих Баттенбергский,зять королевы Виктории,направлявшийся на очередную войну с непокорными ашанти,доставку тела зятя на родину королева поручила... "Бленхейму". Про цвет корабля на этот раз подробности неизвестны,но,возможно,предыдущую окраску еще не успели закрасить. Гроб "Бленхейм" забрал на Канарских островах и доставил безутешной теще.За службу командир крейсера Эдмунд По был пожалован Королевским Викторианским орденом 4-го класса.
2 января 1901 года крейсер был отправлен служить на Китайской станции,там еще продолжалось подавление боксерского восстания.
По возвращении крейсер вошел в состав эскадры Ла-Манша,в мае 1906 года был переоборудован в базу эсминцев,а в мае 1908 года перешел в Средиземноморскую эскадру .В это время на его борту проходил службу будущий контр-адмирал и кавалер Креста Виктории,герой Дарданелл,в одиночку уничтоживший 9,4-дюймовую турецкую пушку береговой артиллерии и пару мелких орудий ,Эрик Гаскойн Робинсон .
Во время мировой войны плавбаза обеспечивала 3-ю флотилию эсминцев Средиземноморской эскадры.Основной задачей британского флота в 1915 году в Средиземноморье стал захват Дарданелл. В марте 1915 года в район Галлиполи,на базу Мудрос был перебазирован и "Бленхейм".
Однако,крейсер опять пришлось использовать по основной специализации.30 октября 1915 года в Англии скончался бывший канадский премьер-министр сэр Чарльз Таппер ,но уже в 94 года. Доставлять тело заслуженного государственного деятеля на родину,в Новую Шотландию,доверили "Бленхейму".
28 июня 1919 года корабль исключили из состава военного флота .В 1926 году,в доке Пемброка крейсер-катафалк был разобран на металл.
Родоначальники британских крейсеров 1-го класса полностью оправдали теорию "первого блина". Концепция Уайта имела определенную логику,но практическое воплощение оказалось скромнее ожиданий. Без преимущества в скорости это были огромные и не очень хорошо защищенные мишени.В Адмиралтействе трезво оценили достоинства пополнения и при первой возможности отправили крейсера на дальние станции. Как еще можно использовать результаты эксперимента Уайта,британские адмиралы просто терялись. "Блейка" гоняли менять экипажи ,а "Бленхейм" приспособили в качестве элитного катафалка.
"Блейки",конечно,остались в истории кораблестроения,но только как экспериментальный этап на пути к броненосцам типа "Ройал Соверен" и крейсерам типа "Эдгар".
Сами же они при первом удобном случае были разоружены и использовались как вспомогательные корабли. Даже просвещенным мореплавателям не удалось приспособить к боевой службе эти большие бронепалубные крейсера.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.