Найти в Дзене
дневник ролевика

"Добыватель пленников": тайна возрождения булавы в Древнем Мире

Булава - один из самых архаичных, древних и широко распространенных видов оружия. Как нет народа, не знавшего копья, так и, пожалуй, не сыскать нации, чьи предки никогда не пользовались булавами.

Другое дело, что в определенные исторические моменты булава сходила с исторической арены, полностью вытесняясь другими видами оружия. Так, например, от нее почти совершенно отказались в эллинистической Греции и, позднее, в Риме. При этом в Элладе булава продолжала считаться "оружием героя" (своей булавой, а точнее, палицей прославился Геракл), она потеряла актуальность исключительно в армейском бою.

Набалдашник булавы одного из египетских фараонов, на котором изображены его подвиги
Набалдашник булавы одного из египетских фараонов, на котором изображены его подвиги

На всем Древнем Востоке, начиная от Египта, продолжая Малой Азией и Месопотамией, и углубляясь дальше в сердце материка - вплоть до Индии и сакских степей, археологи находят огромное количество самых разнообразных наконечников булав: каменных, бронзовых, иногда - костяных, чуть ближе к нашему времени по хронологической ветке - железных или биметаллических (бронза и железо). Самых разных по форме - шаровидных, грушевидных, цилиндрических, в виде яйца, в виде двух соединенных вместе конусов, даже и гораздо более сложных форм и конфигураций, сплошь утыканных шипами. Разница только в том, что каменные булавы - почти всегда гладкие, шипастые - это уже металл. М. В. Горелик в своей книге "Оружие древнего Востока" отмечает, что в скифских курганах были найдены булавы-шестоперы, как две капли воды похожие на те, которыми будут гасить друг друга воины спустя 1800 лет. Только скифские шестоперы - бронзовые, в отличие от средневековых - стальных.

Собственно, этот термин - "добыватель пленников" в отношении булавы предложил именно Горелик...)

Почему "Добыватель пленников"?

Горелик отметил, что во II тысячелетии до нашей эры в Египте, Месопотамии и вообще на Ближнем Востоке наблюдается своего рода "возрождение" булавы, к тому моменту уже несколько подзабытой местными (они уже начали переходить на мечи и хопеши). В раскопках этого периода обнаруживается очень много булав, в основном каменных, очень простой отделки (гладко обтесанный набалдашник со втулкой), лишенных каких-либо украшений, а значит - принадлежавших простым воинам. Этим же самым периодом датировано очень немного изображений царей, знатных военачальников и богов, вооруженных булавами, хотя тысячей лет раньше их было порядочно. Это означает, что статус булавы несколько снизился, она перестала считаться сакральным оружием, но вместе с тем количество производимых булав возросло.

Булавы Древнего Египта, 3200 лет до н. э.
Булавы Древнего Египта, 3200 лет до н. э.

Этот факт Горелик объясняет тем, что булавы в данное время и в данном месте предпочитались воинами в том случае, если они имели целью захватить противника живьем. Для выкупа или в рабство. Именно четыре тысячи лет назад на Ближнем Востоке начался расцвет "рабовладельческой" экономики, и живые пленники внезапно приобрели реальную рыночную стоимость.

Рублено-колотое ранение мечом, хопешем или копьем в тогдашних условиях в большинстве случаев приводило к смерти раненого. Если не сразу, то через несколько дней, от сепсиса и заражения крови. Булава же или палица, если тюкнуть ею аккуратно, может оглушить человека или что-нибудь ему сломать, сделав, таким образом, небоеспособным, но такое ранение даже в то время было, как правило, излечимо.

"Жесткие" металлические доспехи, к слову говоря, тогда только-только начали появляться, и были они лишь у самых богатых и знатных воинов-предводителей. Рядовой солдат сплошь и рядом ходил в бой чуть ли не голяком, у древнеегипетских воинов вплоть до завершения эпохи Нового Царства даже и шлемов-то не было...

Древнеегипетские воины с топорами. На головах у них - повязки от солнца, но не шлемы
Древнеегипетские воины с топорами. На головах у них - повязки от солнца, но не шлемы

А если брать в целом, то... булава с ее характерным расширяющимся к концу силуэтом (набалдашник на древке) на всем Ближнем Востоке ассоциировалась в первую очередь с мужественностью. С культами не только богов войны, но и с культами различных богов плодородия. В совсем уж древнем язычестве эти два понятия довольно часто совмещались, разделять богов "сельского хозяйства" и богов-громовиков, богов-воинов начали уже гораздо позже, к эпохе эллинизма.

Самым сильным в любом древнем обществе априори считался царь. Хоть в Египте, хоть в Шумере, хоть в Ассирии. При этом статус царя очень часто понимался всего лишь как статус "божественного посредника", управляющего страной лишь как проводник божественной воли. Вон, у шумеров царь вообще был лишь кем-то вроде божественного казначея или канцлера, переводя на наши мерки.

Соответственно, царь (в широком смысле) обладал частичкой силы бога. А это значит - во всех смыслах силы, дамы и господа...) Поэтому значение булавы в обществе древних было двояким: это и оружие (на иероглифах эпохи Древнего Царства Египта изображение руки с занесенной булавой - это значит "бить, сражаться"), и символ власти, и... гмм... Своего рода символ плодородия. К сожалению, я не могу назвать его прямо, т.к. Дзен скажет - "Откровенный контент" и ограничит статью в показах, но вы же поняли, да?)

В Древнем Египте, в Ассирии, у народов Малой Азии 4-5 тысяч лет назад булава считалась знаком власти правителя.

Ассирийский царь с боевым жезлом - булавой
Ассирийский царь с боевым жезлом - булавой

Постепенно в регионах, развивавшихся быстрее прочих, булава уходила с военной арены. Век за веком она теряла свой статус "божественного" оружия, боги, а вместе с ними и люди переходили на луки, мечи и копья. Самым быстрым развитием в древней Евразии отличался как раз ближневосточно-месопотамский регион, там булава вначале потеряла статус сакрально-магического символа мужественности, но затем приобрела другой - "травматического" оружия.

В регионах же менее развитых, какими в то время были среднеазиатские степи, каменные булавы использовались в боях по другой причине - технологической отсталости, нехватке режуще-рубящего острого оружия...

P. S. А как символ власти булава дожила до XVII века нашей эры. У запорожских казаков, как многие помнят, коротенькая, небольшая булава была знаком власти гетмана, а пернач (ее разновидность) - полковника...