Булава - один из самых архаичных, древних и широко распространенных видов оружия. Как нет народа, не знавшего копья, так и, пожалуй, не сыскать нации, чьи предки никогда не пользовались булавами.
Другое дело, что в определенные исторические моменты булава сходила с исторической арены, полностью вытесняясь другими видами оружия. Так, например, от нее почти совершенно отказались в эллинистической Греции и, позднее, в Риме. При этом в Элладе булава продолжала считаться "оружием героя" (своей булавой, а точнее, палицей прославился Геракл), она потеряла актуальность исключительно в армейском бою.
На всем Древнем Востоке, начиная от Египта, продолжая Малой Азией и Месопотамией, и углубляясь дальше в сердце материка - вплоть до Индии и сакских степей, археологи находят огромное количество самых разнообразных наконечников булав: каменных, бронзовых, иногда - костяных, чуть ближе к нашему времени по хронологической ветке - железных или биметаллических (бронза и железо). Самых разных по форме - шаровидных, грушевидных, цилиндрических, в виде яйца, в виде двух соединенных вместе конусов, даже и гораздо более сложных форм и конфигураций, сплошь утыканных шипами. Разница только в том, что каменные булавы - почти всегда гладкие, шипастые - это уже металл. М. В. Горелик в своей книге "Оружие древнего Востока" отмечает, что в скифских курганах были найдены булавы-шестоперы, как две капли воды похожие на те, которыми будут гасить друг друга воины спустя 1800 лет. Только скифские шестоперы - бронзовые, в отличие от средневековых - стальных.
Собственно, этот термин - "добыватель пленников" в отношении булавы предложил именно Горелик...)
Почему "Добыватель пленников"?
Горелик отметил, что во II тысячелетии до нашей эры в Египте, Месопотамии и вообще на Ближнем Востоке наблюдается своего рода "возрождение" булавы, к тому моменту уже несколько подзабытой местными (они уже начали переходить на мечи и хопеши). В раскопках этого периода обнаруживается очень много булав, в основном каменных, очень простой отделки (гладко обтесанный набалдашник со втулкой), лишенных каких-либо украшений, а значит - принадлежавших простым воинам. Этим же самым периодом датировано очень немного изображений царей, знатных военачальников и богов, вооруженных булавами, хотя тысячей лет раньше их было порядочно. Это означает, что статус булавы несколько снизился, она перестала считаться сакральным оружием, но вместе с тем количество производимых булав возросло.
Этот факт Горелик объясняет тем, что булавы в данное время и в данном месте предпочитались воинами в том случае, если они имели целью захватить противника живьем. Для выкупа или в рабство. Именно четыре тысячи лет назад на Ближнем Востоке начался расцвет "рабовладельческой" экономики, и живые пленники внезапно приобрели реальную рыночную стоимость.
Рублено-колотое ранение мечом, хопешем или копьем в тогдашних условиях в большинстве случаев приводило к смерти раненого. Если не сразу, то через несколько дней, от сепсиса и заражения крови. Булава же или палица, если тюкнуть ею аккуратно, может оглушить человека или что-нибудь ему сломать, сделав, таким образом, небоеспособным, но такое ранение даже в то время было, как правило, излечимо.
"Жесткие" металлические доспехи, к слову говоря, тогда только-только начали появляться, и были они лишь у самых богатых и знатных воинов-предводителей. Рядовой солдат сплошь и рядом ходил в бой чуть ли не голяком, у древнеегипетских воинов вплоть до завершения эпохи Нового Царства даже и шлемов-то не было...
А если брать в целом, то... булава с ее характерным расширяющимся к концу силуэтом (набалдашник на древке) на всем Ближнем Востоке ассоциировалась в первую очередь с мужественностью. С культами не только богов войны, но и с культами различных богов плодородия. В совсем уж древнем язычестве эти два понятия довольно часто совмещались, разделять богов "сельского хозяйства" и богов-громовиков, богов-воинов начали уже гораздо позже, к эпохе эллинизма.
Самым сильным в любом древнем обществе априори считался царь. Хоть в Египте, хоть в Шумере, хоть в Ассирии. При этом статус царя очень часто понимался всего лишь как статус "божественного посредника", управляющего страной лишь как проводник божественной воли. Вон, у шумеров царь вообще был лишь кем-то вроде божественного казначея или канцлера, переводя на наши мерки.
Соответственно, царь (в широком смысле) обладал частичкой силы бога. А это значит - во всех смыслах силы, дамы и господа...) Поэтому значение булавы в обществе древних было двояким: это и оружие (на иероглифах эпохи Древнего Царства Египта изображение руки с занесенной булавой - это значит "бить, сражаться"), и символ власти, и... гмм... Своего рода символ плодородия. К сожалению, я не могу назвать его прямо, т.к. Дзен скажет - "Откровенный контент" и ограничит статью в показах, но вы же поняли, да?)
В Древнем Египте, в Ассирии, у народов Малой Азии 4-5 тысяч лет назад булава считалась знаком власти правителя.
Постепенно в регионах, развивавшихся быстрее прочих, булава уходила с военной арены. Век за веком она теряла свой статус "божественного" оружия, боги, а вместе с ними и люди переходили на луки, мечи и копья. Самым быстрым развитием в древней Евразии отличался как раз ближневосточно-месопотамский регион, там булава вначале потеряла статус сакрально-магического символа мужественности, но затем приобрела другой - "травматического" оружия.
В регионах же менее развитых, какими в то время были среднеазиатские степи, каменные булавы использовались в боях по другой причине - технологической отсталости, нехватке режуще-рубящего острого оружия...
P. S. А как символ власти булава дожила до XVII века нашей эры. У запорожских казаков, как многие помнят, коротенькая, небольшая булава была знаком власти гетмана, а пернач (ее разновидность) - полковника...