Найти в Дзене
Злой дядька

Автограф Феодора-Угринца. Граффито из Софии Новгородской

Юрьевское Евангелие. XII век пергамен, чернила. Государственный исторический музей, Москва
Юрьевское Евангелие. XII век пергамен, чернила. Государственный исторический музей, Москва

На последнем листе Юрьевского Евангелия припиской убористым почерком, мельче остального текста написано

-2

Эта запись позволяет определить, что евангелие писалось для Юрьева монастыря, то есть, вероятно, для его главной церкви, и что происходило это при игумене Кириаке. По этим данным создание рукописи может быть отнесено к 1119–1128 годам, так как строительство Георгиевского собора началось в 1119 году, а игумен Кириак, согласно Новгородской Первой летописи, умер в 1128 году.

Альбина Александровна Медынцева предположила, что Феодор Угринец может быть идентичен автору одной из надписей-граффити в новгородском Софийском соборе. Надпись №223 (по нумерации Медынцевой) известна по фотографии с кальки, выполненной в конце XIX века во время реставрации В. В. Суслова. Судя по нумерации В. В. Суслова, надпись, вероятно, происходит с первого этажа собора. Ширина стены, оба угла которой обозначены на кальке, составляла около 40 см. Вероятно, это была боковая грань какой-то лопатки.

Прорись граффити №223 из Софийского собора Великого Новгорода
Прорись граффити №223 из Софийского собора Великого Новгорода

С учетом поправок Андрея Анатольевича Зализняка к чтению А. А. Медынцево текст надписи можно представить следующим образом:

-4

Над словом стѣ во второй строке, возможно, стояло титло, не отображенное калькировщиком.

Имя Тоудоръ, возможно, было одним из славянизированных вариантов имени Θεόδωρος ~ Θеодоръ. Впрочем, многие учёные говорят о скандинавском прототипе этого имени.

Отождествление слов Оугриньць и Оугриниць (то есть Оугрини<ч>ь с отражением цоканья) наталкивается на два препятствия. Во-первых, представленные в них суффиксы -ьць и -ичь регулярно присоединяются к личным именам, но имеют непересекающиеся значения. Во-вторых, если предположить, что Оугриньць - это искаженное отчество Феодора, то у нас будет уникальная ситуация, когда писец, сообщив в начале записи только о своем крестильном (или монашеском) имени, в конце ее, в отдельном предложении добавляет мирское имя своего отца, не указывая своего.

Отбросив это искусственное объяснение, стоит признать, что Оугриньць - это мирское имя писца Угрина–Феодора с уменьшительным суффиксом -ьць.

Прорись граффити №145 из Софийского собора Великого Новгорода
Прорись граффити №145 из Софийского собора Великого Новгорода

Известное древнерусское личное имя Угринъ встречается в древнем Новгороде еще лишь дважды. Его носитель или носители упоминаются в надписи-граффито № 145 конца XI или первой половины XII в., в которой сообщается об обряде, совершенном четырьмя людьми по «повелению» Угрина:

Радъке Хотъке | Сновиде Витомире | испили лагъвицю сьде | а Ѫгриньмь повелѣнием[ь] | да бл҃гослови и Бъ҃оже ны въда | а емоу Бъ҃ въдаи сп҃сение | вѣч[ь]н[о](-)

Перевод на современный язык:

Радко, Хотко, Сновид и Витомир выпили здесь чару (?) по указанию Угрина. Да благословит его Бог, [за то] что дал нам! И дай ему Бог вечное спасение!’

Также имя упоминается в конце рукописи служебной минеи за сентябрь и октябрь начала XII века из Софийского собора, в которую вписаны две стихиры (апостолу Луке и св. Димитрию) с нотными знаками, которые сопровождает приписка на нижнем поле: «Оугринъ псалъ стихѣрѣ си двѣ». Почерки Угринца и Угрина отличаются друг от друга, однако хронологическая близость всех упоминаний позволяет предполагать, что в них говорится не о четырех разных людях:
А) писце евангелия;
Б) начальнике Радка, Хотка, Сновида и Витомира;
В) писце двух нотированных стихир в минее из Софийского собрания;
Г) отце Тудора;
а о двух или трех носителях имени Угринъ. Очень вероятно, что второй из них идентичен первому или третьему, то есть был профессионально связан с перепиской книг и руководил Радком, Хотком, Сновидом и Витомиром именно в работе над перепиской какой-то рукописи или нескольких рукописей.

При написании поста автор активно пользовался статьёй
С.М. Михеев
Автографы трех новгородцев XII века: О надписях Угринца–Феодора, Домашки Мыслятинича и Путьки Твердятинича.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова, 2018;
а также книгой
А.А. Медынцева
Древнерусские надписи новгородского Софийского собора.
М.: Наука, 1978