Найти тему

Девушка Катюша в стихах М.В.Исаковского

До чего же мутная вода в море интернета!

Нырнёшь в него в одном месте,

а вынырнешь, совершенно не зная где.

граф Эпи

На 120-летний юбилей М.В.Исаковского я решил обогатиться знаниями о нашем смоленском писателе, основоположнике, вместе с А.Т.Твардовским и Н.И.Рыленковым, смоленской литературной школы. Вошёл я в интернет и обратил внимание на сайт «Кто был реальным прототипом девушки из песни «Выходила на берег Катюша»».[1] Сайт свежий, от Aug/ 23rd, 2019 at 4:01 PM. Название очень обнадёживающее, потому, что это не вопрос, а ответ, обещание открытия имени того человека, с которого списан образ Катюши. Прототип по определению – это реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

А начинается сайт так: «Михаил Исаковский предпочитал никогда не отвечать прямо на вопрос, кто же стал прототипом героини его песни, хотя и соглашался, что вставил имя не просто так. Возможно, поэт не хотел выносить что-то личное, касавшееся исключительно его жизни. Впрочем, причин для молчания могло быть много… Кто же на самом деле стал прообразом героини из легендарной песни, кем была та, о которой и сегодня поют не только в России, но и далеко за её пределами?»

И тут же за этой тирадой следует имя и фамилия в заголовке «Екатерина Горанская». Меня это очень удивило. Как оказывается просто, взять имя одного из людей, которых М.Исаковский уважал и которые много для него сделали, и без всякого серьёзного доказательства обратить его в прототип.

Попробуем разобраться в этом.

Про внешний облик героини песни и внешность Горанской в песне никакой информации нет.

Первая строчка песни – «Расцветали яблони и груши…» – говорит нам о том, что действие происходит в середине или в конце мая (именно в это время на территории Угранского района Смоленской области цветут груши и яблони) 1938 года (время написания слов песни).

Вторая строчка песни – «Поплыли туманы над рекой» – это о том, что было раннее утро, потому что вода в реке теплее воздуха, она медленнее, чем воздух, остывает за ночь. На границе вода-воздух образуется зона так называемой «точки росы» -- это когда отдельные молекулы воды конденсируются в пар, который и является туманом. Под действием небольшого ветерка туманы плывут. Удивительно прекрасная картина. Увидеть её можно рано утром. Потом солнце прогреет воздух и исчезнет «точка росы», исчезнут туманы.

Третья и четвёртая строчки песни – «Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой». Здесь появляется героиня песни, т.е. прототип, а именно Екатерина Горанская, выходит на берег вблизи посёлка Всходы (там сейчас стоит памятник песне «Катюша»). И сразу возникает вопрос: «Как Екатерина Горанская оказалась на этом месте? Она же учительница и работает в селе Оселье, до которого около 18 километров. Учебный год ещё не закончился.

Очень странная получается ситуация.

Пятая строчка песни – «Выходила, песню заводила ». Сразу встаёт вопрос: «Да поёт ли Екатерина Сергеевна?» Так нет! В книге М.В.Исаковского «На Ельнинской земле» (автобиографические страницы) не обнаруживается даже намёка на это.

Кроме того, по правилам литературы, автор никогда не называет своего литературного героя именем прототипа, иначе у автора могут быть большие неприятности. Нет, не могла быть Екатерина Сергеевна Горанская прототипом знаменитой героини. Не мог М.В.Исаковский так фамильярно назвать свою учительницу.

К тому же, М.В.Исаковский долго не мог написать окончание песни, а когда его просто заставил это сделать М.И.Блантер, композитор, создавший мелодию, он через два дня передал ему 5-7 вариантов песни. И, что? Екатерина Сергеевна во всех вариантах была прототипом? Самый лучший ответ на такое заявление – это просто совпадение имён.

И почему вопрос о прототипе возник только по поводу этой песни? Ведь имя Катюша используется М.В.Исаковским в разных его стихах. Почему песня «Провожанье» не подвержена этому предположению?

Впервые имя Катюша прозвучало в 1925 году в стихотворении «Широки весной закаты».

Широки весной закаты,

И легла ночная мгла.

Ночевать из душной хаты

В клеть Катюша перешла

О чём оно? О девушке-подростке, раньше бы сказали «о юнице», которая живёт в деревне и перешла ночевать из душной хаты в клеть (особое помещение при избе или отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая). Ей лет 14-16, ещё никто из парней не обращает на неё внимание, никто не бродит вокруг клети, никто не подсматривает за ней, но она уже создала образ своего любимого, и он является ей в девических снах.

1936 год. «Провожанье». Этой же Катюше уже 17-19 лет. Живёт она в пос. Всходы. У неё есть парень, который её провожает с «гулянки». Они очень дружны («шли они – в руке рука – весело и дружно»). Место гулянья где-то недалеко от пос. Всходы, потому что «стёжка коротка – расставаться нужно». А потом «позабыл знакомый путь ухажёр-забава: надо б влево повернуть, – повернул направо», и «пришли они к реке, к берегу крутому». Так что шли они параллельно реке, значит, место гулянья было между пос. Всходы и деревней Дракино, ближайшая соседняя в этом направлении. И парень её, наверняка, из этой деревни потому, что девчонки из другой деревни красивее, чем в собственной, да и мальчишки – тоже. А звать её ухажёра Коля-Николай, глаза у него серые, лет ему 20, потому что в следующем году его призовут на воинскую службу в пограничные войска, тогда призывали в 21 год. А в деревне Дракино парни, по всей видимости, умели драться, название обязывало, а это очень подходило для пограничных войск.

1938 год. Катюша выходит на берег крутой, где они с Колей-Николаем бывали неоднократно, и поёт ему песню, которая летит «за ясным солнцем вслед» «на дальнее пограничье».

«Здесь фраза «на дальнем пограничье» толкуется исследователями по-разному. Предполагалось, что в песне имеется в виду западная граница нашей страны, а именно с Польшей. Ведь песня девушки летит «за ясным солнцем вслед» – то есть с Востока в Западном направлении, поскольку именно с той стороны и ждали большой войны. Однако, противники этой теории, исходя из строчки «Выходила, песню заводила про степного сизого орла», считают, что упомянутый степной орел – хищная птица, гнездовая область которой охватывает Юго-Восточную и Юго-Западную Сибирь, Переднюю, Среднюю и Центральную Азию до западных частей Китая, северо-западные, центральные и южные части Африки и Индию. И, учитывая неспокойные дни на границе близ озера Хасан, возникает корреляция как раз с нашими Дальневосточными рубежами».[2]

Трудно предположить, что ареал гнездования степного орла волновал М.В.Исаковского как поэта, а вот эпитет «степной орёл» как раз был к месту в его стихах, как выражение храбрости, силы… и прочих положительных качеств, присущих орлу.

Ну, нельзя же настаивать, что действие фильма «Кубанские казаки» происходит в выше перечисленных ареалах гнездования степного орла, единственно потому, что там звучит песня на слова М.В.Исаковского:

Каким ты был, таким остался,

Орёл степной, казак лихой!

Хотя, если быть до конца упёртым в желании поспорить, то можно вспомнить, что есть Кубанские степи, и что «юго-западный отрезок границы пролегает по реке Прут и нижнему течению Дуная в сухих Причерноморских степях». [3] И почему бы степному орлу не залететь сюда в гости? Так что самое верное, что этот пограничник служит на западной границе СССР. И песня летит в правильном направлении – «за ясным солнцем вслед».

1940 год. Хороший пограничник Коля-Николай находится в пограничном наряде в секрете, вспоминает свои угранские края и:

«А где-то за милую душу

Горланит петух молодой.

И девушка – может, Катюша –

Из хаты бежит за водой;»

Впрочем, сами почитайте «поэму» М.В.Исаковского о девушке Катюше, состоящую из 4-х глав.

Глава 1 «ШИРОКИ ВЕСНОЙ ЗАКАТЫ»

Широки весной закаты,
И легла ночная мгла.
Ночевать из душной хаты
В клеть Катюша перешла.

Хорошо сюда весною
Тихим вечером входить.
Бродит ветер за стеною –
Больше некому бродить.

Хорошо лежать в постели,
На засов закрывши клеть.
Только месяц смотрит в щели –
Больше некому смотреть.

Ни проезжих, ни прохожих
Не услышишь в тишине.
И лишь тот, кто всех дороже,
Часто грезится во сне.

Он придет к ней, он приснится
И сегодня, как вчера,
И свиданье будет длиться
Аж до самого утра.

Глава 2 «ПРОВОЖАНЬЕ»

Дайте в руки мне гармонь

Золотые планки!

Парень девушку домой

Провожал с гулянки.

Шли они – в руке рука –

Весело и дружно.

Только стежка коротка –

Расставаться нужно.

Хата встала впереди –

Темное окошко...

Ой ты, стежка, погоди,

Протянись немножко!

Ты потише провожай,

Парень сероглазый,

Потому что очень жаль

Расставаться сразу...

Дайте ж в руки мне гармонь,

Чтоб сыграть страданье.

Парень девушку домой

Провожал с гулянья.

Шли они – рука в руке,

Шли они до дому,

А пришли они к реке,

К берегу крутому.

Позабыл знакомый путь

Ухажер-забава:

Надо б влево повернуть, –

Повернул направо.

Льется речка в дальний край

Погляди, послушай...

Что же, Коля-Николай,

Сделал ты с Катюшей?!

Возвращаться позже всех

Кате неприятно,

Только ноги, как на грех,

Не идут обратно.

Не хотят они домой,

Ноги молодые...

Ой, гармонь моя, гармонь, –

Планки золотые!

Глава 3 «КАТЮША»

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед:

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Глава 4 «У САМОЙ ГРАНИЦЫ»

У самой границы в секрете
Я зоркую службу несу.
За каждый пригорок в ответе,
За каждую ёлку в лесу.

Укрытый густыми ветвями,
И слышу я, и смотрю.
И сердцем с родными краями
В такие часы говорю.

И всё мне становится ближе,
Как будто сквозь сумрак ночной,
Я всю свою Родину вижу,
И вся она рядом со мной.

Проходят, встают предо мною
Деревни, поля и леса.
И месяц над самой трубою,
И липа напротив крыльца.

И чёрное море, и горы,
Где я никогда не бывал.
И стены кремля, у которых
Я клятву народу давал.

А только лишь утро затронет
Высокие сосны вокруг,

Я чую в далёком районе
Зарю объявляет пастух.

Мне чудится утренний гомон
И отблеск отточенных кос,
Как будто тропою знакомой
И сам я спешу на покос.

Я вижу, как солнце выходит,
Как трактор идет большаком
И как мальчуган на подводе
Бидоны везет с молоком.

А где-то за милую душу
Горланит петух молодой
И девушка – может, Катюша –
Из хаты бежит за водой;

И ласточки крыльями машут,
И топится чья-нибудь печь.
И всё это Родина наша,
А Родину надо беречь.

А ведь это одна и та же девушка. Об этом ранее говорила Людмила Прохоренкова, заведующая Музеем песни «Катюша». [4] Потому и имя одно. И нет в его других стихах героини с таким именем. А если обратиться к кандидатской диссертации (2013 г.) Ксении Юрьевой, кандидата филологии, то мы узнаем, что «Имя (Катюша) было популярным на Смоленщине в дореволюционные и первые послереволюционные годы. Однако позднее оно резко теряет свою популярность: в 1938 году – 23 место; в 1948 году – редкое имя. Исаковский своей «Катюшей» поддержал популярность «красивого, чистого имени», которое сегодня возрождается». [5]

[1]«Кто был реальным прототипом девушки из песни «Выходила на берег Катюша»». | https://astori-18.livejournal.com/3531599.html

[2]История песни «Катюша» – Казачий Союз "Область Войска Донского". | http://ksovd.ru/articles/668-istorija-pesni-katyusha.html

[3] Географическое положение и границы СССР | https://big-archive.ru/geography/physical_geography_of_the_USSR/1.php

[4] 112 «Катюш». Кто был прототипом героини самой популярной советской песни? | https://aif.ru/sosiety/people/ 112_katyush_kto_byl_prototipom_geroini_samoy_ populyarnoy_sovetskoy_pesni

[5] Имена собственные в поэзии М.В. Исаковского... | http://cheloveknauka.com/imena-sobstvennye-v-poezii-m-v-isakovskogo#ixzz6JOv8uDMW