Найти в Дзене

Постановка боя в кино и театре на собственном опыте.

Оглавление
Кадр из фильма "Джон Уик 3".
Кадр из фильма "Джон Уик 3".

Разбираю боевую хореографию в кино и театре, а также делюсь собственным опытом!

Хорошо поставленная сцена боя умеет обманывать зрителя. В ней достигнута иллюзия того, что герои дерутся по-настоящему. Но как достигается эта иллюзия? Приходится ли актерам действительно избивать друг друга ради захватывающей сцены? Это я и собираюсь разобрать в данной статье, начиная с зарождения сценического боя на сценах театра, заканчивая анализом современных фильмов и даже затрагивая мой собственный опыт в постановке боя.

Я обожаю красивые и динамичные экшен сцены в кино. Еще с детства я, как и многие пацаны (и некоторые весьма заинтересованные дамы), пересматривал кассеты с боевиками и раз за разом перематывал на моменты с самыми смачными драками. Это были фильмы с Джеки Чаном, Ван Даммом, это была "Матрица", и все они невероятно захватывали. Я счастлив, что сейчас наступили времена "Джона Уика" и "Рейда", где нас продолжают удивлять боевой хореографией. И вот мне стало интересно: как актеры дерутся на этих своих съёмочных площадках на самом деле? Обо всем по порядку.

Кадр из фильма "Рейд 2".
Кадр из фильма "Рейд 2".

Кино - технологическое продолжение театра. Многое, что было заложено там, получило свое развитие в киноиндустрии. Поэтому свое изучение я начал именно с театра, ведь первые сцены с драками были воплощены не на экранах, а на глазах у зрителей. В театре тоже иногда приходится драться (по сценарию, конечно), поэтому был придуман сценический бой, с помощью которого актеры ловко обманывают зрителя специально отрепетированными действиями.

Существуют книги, где в полной мере расписаны базовые приёмы, которые делают актеры. Например, "Основы сценического движения", которую написал И. Э. Кох в 1970 году.

Сценический бой.

Фото с нашей с пацанами репетиции по сценическому бою.
Фото с нашей с пацанами репетиции по сценическому бою.

Приведу в примеры то, что я воплощал на сцене для капустника с пацанами. Так как я учусь на Режиссёра Театрализованных Представлений и Праздников, мы частенько устраиваем различные представления. Так вот, классическая "пощёчина" - как она делается? Представьте, что вы сейчас на сценической площадке вместе с партнёром. Ваша задача: сделать эту пощёчину настолько правдоподобно, чтобы зрители поверили.

Давать леща своей рукой будет ваш партнёр, в общем-то, на этом его полномочия заканчиваются, а вот вам придется сделать сразу несколько вещей: правильно хлопнуть в ладоши для того, чтобы озвучить удар, а потом одновременно отклониться в сторону и схватиться за щёку.

 Да, удары и их озвучка происходят на сценической площадке прямо здесь и сейчас. Это способствует созданию той самой необходимой иллюзии, из-за чего зритель действительно верит в то, что видит.
Наша репетиция: прямой удар по лицу в прыжке.
Наша репетиция: прямой удар по лицу в прыжке.

Сложность этих манипуляций в том, что ваш партнёр должен ударить именно по тому месту, где находится ваша щека, не дальше и не ближе, а вам надо уклониться от удара за долю секунды до того, как его ладонь пройдет рядом. Это необходимо репетировать.

Если партнёр делает по вам "удар ногой в живот", то в данном случае уже озвучивает он, хлопая себя рукой по бедру, которое не видно зрителю (важно встать так, чтобы люди не заметили, как он там себя шлёпает, то есть, выстроить мизансцену). Вам остаётся лишь скукожиться от боли, которой на самом деле нет, ведь он ударил ногой по воздуху слева или справа от вас.

Если хорошо отрепетировать движения сцен боя, то это действительно производит эффект!

Боевая хореография в кино.

Фото со съёмок фильма "Джон Уик 3".
Фото со съёмок фильма "Джон Уик 3".

В кино уже можно не хлопать в ладоши и не шлепать себя по бедру, всё сделает монтажёр. Отлично! Работаете вы теперь не на зрительный зал, а на камеру, и здесь уже, конечно, появляются свои тонкости и сложности, но тем не менее - огромное количество возможностей!

Рассмотрим примеры боевой хореографии на нескольких фильмах.

Олдбой

По-настоящему захватывающий фильм.
По-настоящему захватывающий фильм.

Корейский фильм "Олдбой" 2003 года славится крайне реалистичной боевой сценой, снятой одним кадром. Главный герой в одиночку дерется с десятками людей в узком коридоре. Мы наблюдаем действие сбоку, где камера плавно двигается вправо за героем, пока тот прокладывает свой путь всё дальше. Это ощущение непрерывного действия, как в театре, заставляет зрителя испытывать сильные эмоции.

Такой "театральный" подход позволил создателям фильма поставить бой очень схожий со сценическим, ведь зритель-камера находится только с одной стороны. Однако в этой сцене боя не всё так просто.

Знаменитая драка в коридоре. Зрелище незабываемое.
Знаменитая драка в коридоре. Зрелище незабываемое.

"Прямой удар по лицу" несколько раз воплощается в данной сцене фильма и обеспечивает необходимую иллюзию. Но когда главного героя начинают бить палками, то здесь уж явно видно, что ему действительно наносят удары по телу, так как палки ломаются прямо об него. Да еще и ногами его пинают. А потом и вовсе втыкают ему нож в спину. Вот так повезло актеру. Только ножа на самом деле не было. Его нарисовали с помощью компьютерной графики.

Рейд

Стиль боя: "пенчак-силат".
Стиль боя: "пенчак-силат".

Здесь уже в дело вступают настоящие боевые искусства. Индонезийский кинофильм "Рейд". Пожалуй, один из самых впечатляющих боевиков нашего времени!

Режиссёр Гарет Эванс снял жёсткий и динамичный экшен. Поспособствовал этому стиль боя "пенчак-силат", которым владеют мастера боевых искусств (они же и актеры фильма) Ико Ювайс и Яян Рухьян. Эти люди приложили все усилия, чтобы создать самые крутые бои в истории кино. Их труды режиссер перенес на киноязык так виртуозно, что всем сразу стало понятно: для того, чтобы снять лучший боевик, не нужны тонны денег. Всё дело в таланте. Ведь "Рейд" снят за крошечные, по меркам голливуда, 1 млн долларов!

Сумасшедшая схватка.
Сумасшедшая схватка.

Машут руками в фильме знатно. Оператор подобрал ракурсы, которые обеспечивают кадр необходимой иллюзией. Без компьютерной графики здесь тоже не обошлось, но она едва может быть замечена. Ею воспользовались для показа особо жёстких моментов. Например, когда главный герой добивает противника: схватив его в прыжке, он опускает его прямо на острые деревянные углы сломанной двери. Предположительно, этот кадр снимался отдельно в другом месте с помощью хромакея. Героев вставили в кадр, где находится та сломанная дверь, уже на монтаже.

Хардкор

Красота.
Красота.

"Хардкор" - русский экшен-боевик Ильи Найшуллера, снятый полностью от первого лица, что заметно выделяет его на фоне остальных представителей данного жанра. Зубодробительных и изобретательных экшен сцен много и они так хороши, что удивляешься, как это снято всего за 2 млн долларов. Еще один показательный пример!

Фото со съёмок фильма "Хардкор".
Фото со съёмок фильма "Хардкор".

Так как фильм снимали на субъективную камеру, это вызвало свои трудности в постановке драк. Режиссёр Илья Найшуллер рассказывал, что, когда главный герой (он же оператор) пытался бить врагов "по-киношному", ничего не работало. Было видно, как рука просто проходит рядом, по воздуху. И в данном случае уже никак не сработаешь камерой для достижения иллюзии, ведь она все время находится на голове у оператора. Поэтому в некоторых моментах пришлось принять определенные меры: бить по-настоящему, причем, как следует.

Джон Уик 3

Кадр из фильма "Джон Уик 3".
Кадр из фильма "Джон Уик 3".

Чад Стахелски, режиссер трилогии "Джона Уика" в свое время был еще постановщиком боя в "Матрице", поэтому в таких вещах он уже собаку съел. И не только съел, но еще и привлек этих представителей животного мира в третью часть своего нового фильма. Собакам пришлось принять самое активное участие в боевых сценах наравне с актерами Киану Ривзом и Холли Берри.

Чад Стахелски, как у него принято, проводит с актерами (и даже с операторами) репетиции по боевой хореографии грядущего фильма за полгода до съёмок. За это время Киану Ривз проходил огневую подготовку и тренировался, чтобы исполнить по собственному желанию 95% трюков, поэтому работы много. А вот Холли Берри пришлось своими силами дрессировать двух немецких овчарок, чтобы те прекрасно откликались на её команды. Ведь в дальнейшем им предстоит драться (а вернее, кусаться) с огромным количеством противников, пока Киану и Холли стреляют из оружия. Получилось реально круто и в то же время даже забавно: Холли обстреливают со всех сторон, она кричит команду своим псам и те бросаются на врагов, которые никак не могли ожидать такого пушистого нападения. Кусают собаки, кстати, в самое больное место...

Кадр из фильма "Джон Уик 3".
Кадр из фильма "Джон Уик 3".

Холли Берри и собачьи тренеры "объясняли" питомцам, что они всё-таки в кино снимаются, а не нападают на людей. В итоге, сцены с каскадерами, которых они якобы кусали, прошли довольно весело и без серьезных травм. Однако проблемы все равно были. Дело в том, что сцена с собаками снималась в Марокко, и там по улицам гуляло огромное количество кошек. Псы часто забывали про "зерно актерской роли" и отвлекались на них. Позже съемочная группа догадалась посадить кошек в клетки, где их подкармливали. Только из-за этого всего съёмки затянулись и проходили дольше, чем планировалось, но, как мы знаем, оно того стоило.

Делая вывод, мы видим, что в каждой работе имеется свой подход к созданию боевой сцены, и везде этот опыт может быть уникален.

В другой раз я поделюсь видео, где можно будет увидеть мой первый опыт в постановке боя на сцене.

Спасибо!