Найти в Дзене
IPLogos

«Оскароносный» Фильм «Форма Воды» Обвиняется в Воровстве Сюжета

В конце июня в США возобновилось рассмотрение дела, в котором создателей американской фэнтези-мелодрамы «Форма Воды» обвиняют в нарушение авторских прав на драму американского писателя Пола Зиндела «Дай мне услышать твой шепот», удостоенной высшей награды в США в области литературы – Пулитцеровской премии. В 2018 году сын американского писателя и драматурга Пола Зиндела подал иск с обвинением режиссера фильма «Форма воды» Гильермо дель Торо, продюсера картины Дэниэла Крауса и студии Fox Searchlight в незаконном использовании сюжета драмы “Дай мне услышать твой шепот” для создания фильма. Иск был подан за неделю до того, как кинокартина получила 4 статуэтки премии “Оскар”. Драма «Дай мне услышать твой шепот», написанная в 1969 году, рассказывает о женщине, работающей уборщицей в лаборатории, и ее любви к дельфину, которого изучают и впоследствии собираются убить. Узнав об этом, главная героиня пытается помочь подопытному существу и организовывает его побег. Драма достаточно известна зр
Кадр из фильма "Форма воды"
Кадр из фильма "Форма воды"

В конце июня в США возобновилось рассмотрение дела, в котором создателей американской фэнтези-мелодрамы «Форма Воды» обвиняют в нарушение авторских прав на драму американского писателя Пола Зиндела «Дай мне услышать твой шепот», удостоенной высшей награды в США в области литературы – Пулитцеровской премии.

В 2018 году сын американского писателя и драматурга Пола Зиндела подал иск с обвинением режиссера фильма «Форма воды» Гильермо дель Торо, продюсера картины Дэниэла Крауса и студии Fox Searchlight в незаконном использовании сюжета драмы “Дай мне услышать твой шепот” для создания фильма. Иск был подан за неделю до того, как кинокартина получила 4 статуэтки премии “Оскар”.

Драма «Дай мне услышать твой шепот», написанная в 1969 году, рассказывает о женщине, работающей уборщицей в лаборатории, и ее любви к дельфину, которого изучают и впоследствии собираются убить. Узнав об этом, главная героиня пытается помочь подопытному существу и организовывает его побег. Драма достаточно известна зрителям США – в свое время была поставлена в театре, даже сегодня изучается студентами в театральных школах, а также ее дважды транслировали по телевиденью на одном из основных каналов.

В фильме «Форма воды» немая главная героиня также работает уборщицей в секретной военной лаборатории и влюбляется в человека-амфибию, которого удерживают в лаборатории для изучения.

Cлева - героиня драмы "Дай мне услышать твой шепот", справа - героиня фильма "Форма воды"
Cлева - героиня драмы "Дай мне услышать твой шепот", справа - героиня фильма "Форма воды"

Истец заявил, что несмотря на огромное количество фактов сходства между драмой и фильмом, ответчики никогда не обращались к правообладателю драмы за получением права на использование сюжета драмы для кинофильма и никогда не предлагали никакого вознаграждения. Более того, продюсер фильма Дэниэл Краус известен свой любовью к драматургическим произведениям.

В целом истец насчитал в фильме 60 заимствований из драмы «Дай мне услышать твой шепот» и утверждал, что, помимо основного сюжета, даже самые мелкие детали были скопированы, например, обезглавленный кот, оторванные пальцы и использование термина «вивисекция» (проведение операций на живых животных с целью их изучения).

Cлева - героиня драмы "Дай мне услышать твой шепот", справа - героиня фильма "Форма воды"
Cлева - героиня драмы "Дай мне услышать твой шепот", справа - героиня фильма "Форма воды"

В 2018 году суд первой инстанции увидел некое сходство произведений, но посчитал его недостаточным для установления факта нарушения авторских прав. Например, суд признал, что сюжетная линия о лаборатории и сотруднице, решившей выпустить на волю водное существо, являющееся предметом изучения, является слишком общей концепцией, чтобы охраняться авторским правом.

На решение суда была подана апелляция.

И вот, в конце июня апелляционный суд постановил, что для установления сходства двух работ необходимо мнение эксперта с подробным литературным анализом для установления количества и степени заимствований.

Тем не менее, ответчики считают, что и в этот раз победа будет за ними.

К сожалению, практически ни в одном суде мира, включая и суды РФ, невозможно доказать обычное воровство сценариев и литературных произведений в кинофильмах. Чтобы суд установил факт заимствования, заимствование должно быть выполнено точь-в-точь, как, например, полностью использованы диалоги или оригинальные выдуманные наименования персонажей. Но, как правило, любые сходства трактуются судами в качестве слишком общих и распространённых идей, не подлежащих защите авторским правом. Практически все подобные иски заканчиваются поражением.

Решение суда будет очень интересным. Возможно, оно станет прецедентом и изменит подход судов к незаконному заимствованию в киноиндустрии.