В 1944 году с целью воспрепятствовать выходу советских кораблей из Финского залива на просторы Балтики германское командование решило удлинить минное заграждение "Насхорн" в западной части залива. Эта задача была возложена на капитана 1 ранга Котэ с эсминцами "Z-35" (лидер), "Z-36", "Z-43" миноносцами "Т-23" и "Т-28". Новое минное заграждение получило условное наименование "Нил".
Стремясь во что бы то ни стало выполнить поставленную задачу, Котэ пренебрег грозившей опасностью. Операция проводилась в ночь на 12 декабря в сложных погодных и навигационных условиях. Запрет кораблям флотилии включать радиолокационные станции затруднял определение своего местонахождения. Командирам эсминцев оставалось уповать исключительно на расчеты флагманского штурмана - "Z-35" с единственно работающей РЛС, действовал как навигационный лидер. Такая самонадеянность флагмана не могла в конечном итоге не привести к трагедии: в результате штурманской ошибки эскадренные миноносцы "Z-35" и "Z-36" подорвались на немецких же минах заграждения "Насхорн" и затонули.
События развивались следующим образом.
В 01:15 12 декабря 1944 года корабли вышли в назначенный район и получили приказ перестроиться для начала постановки: миноносец "Т-23", не имевший на борту мин, вел колонну, за ним следовали "Т-28", "Z-43", "Z-35", "Z-36". Каждый из эсминцев нес по 68 мин EMF/VES, миноносец "Т-28" - 46 мин EMR. Командир "Т-23" капитан-лейтенант Вейнлиг в нарушение распоряжения Котэ все же включил радиолокационную станцию и гидролокатор. Оказалось, что миноносец находится значительно севернее, чем подразумевалось, то есть в опасной близости от минного поля "Насхорн".
В 01:30 "Т-23" отвернул вправо и потерял визуальный контакт с флотилией. Командиры "Т-28" и "Z-43" также поняли опасность своего положения и в 01:51 изменили курс на юг. "Т-28" просигналили лидеру о своих действиях по радиотелефону. Все еще уверенный в расчетах штурмана флотилии, капитан 1 ранга Котэ потребовал продублировать сигнал. Однако прежде чем успели это сделать "Z-35" подорвался на минах. Сигнальщики "Т-28" и "Z-43" зафиксировали слабый взрыв по его корме. В 01:53 командир флотилии отдал приказ "стоп".
Какие повреждения получил лидер 6-й флотилии, не известно до сих пор. "Z-35" отклонился влево и окутался дымом. Котэ приказал "Т-23" подойти для оказания помощи его кораблю. Не успел миноносец выполнить этот приказ, как вдоль корпуса "Z-35" последовала целая серия взрывов. "Z-43" запросил находившийся на левой раковине поврежденного лидера эсминец "Z-36", принял ли тот сигнал Котэ, и в 02:00 получил ответ: "Я слышал командира флотилии..." Радиотелефон внезапно замолчал - "Z-36" тоже наскочил на мину и почти мгновенно исчез в огне и дыму. Последовал новый взрыв - флагманский "Z-35" подорвался еще раз и опрокинулся на левый борт... Больше его никто не видел.
Вернувшиеся на базу в 23:50 12 декабря 1944 года "Z-43", "Т-23" и "Т-28" не спасли в ту ночь ни одного моряка с затонувших эсминцев. Волны мешали спуску шлюпок, сильный ветер гнал уцелевшие корабли к минному полю. Поэтому пришлось отказаться от всяких попыток спасения. Долгое время немцы предполагали, что "Z-35" и "Z-36" погибли со всеми командами, однако позже стало известно, что 67 человек смогли достичь финского берега, а еще около 150 подобрали советские катера.
Отрывок из книги Юрга Майстера об этом эпизоде:
"Рейд окончился потерей двух современных эскадренных миноносцев и гибелью около 600 человек. Операция была бесцельной, так как не прикрытое ни береговой артиллерией, ни сторожевыми кораблями минное заграждение должно было быть известно русским сразу же после первой потери судна и затем в случае необходимости тайно вытралено. Восстановление старых минных заграждений всегда было опасно и не оправдывало себя. Советские тральщики и подводные лодки использовали фарватеры в финских шхерах, и не могло быть речи о том, чтобы превратить Таллин в порт снабжения, так как русские дивизии, окружившие Курляндский котел, снабжались по суше. Положение старого минного заграждения было известно русским, так что бессмысленно было бы устанавливать новые минные заграждения. У автора нет такого обстоятельного, интересного изложения, по которому можно было бы судить о том, что русские отбуксировали маркировочные буи этого старого минного заграждения с помощью мелкосидящих катеров на несколько сот метров в глубь минного поля, чтобы тем самым потопить немецкие корабли".
Из книги Юрга Майстера: "Таким образом, 1944 год окончился еще одной неудачей. В связи с продвижением Советской армии немецкие вооруженные силы были вынуждены оставить важные базы и многочисленные суда, отчасти по собственной вине. Русские отвоевали выход к Балтийскому морю. Вместе с тем неимоверно возросли задачи военно-морских сил, так как в результате негибкого командования Гитлера на побережье Балтийского моря образовались многочисленные «котлы» и плацдармы, войска и гражданское население которых можно было снабжать и вывозить лишь по морю".