Найти тему
Светлана Горячева

Картина с пионами, которую сразу купили. Как написать букет белых пионов маслом, показываю поэтапно.

Практически сразу, ка я выложила свежий натюрморт в галерею Артнау, пришла заявка от покупателя. На следующий день приехала милая дама в маске и забрала работу.
Практически сразу, ка я выложила свежий натюрморт в галерею Артнау, пришла заявка от покупателя. На следующий день приехала милая дама в маске и забрала работу.

Главный козырь этого букета - он нежный. Тут нет моего любимого прямого солнечного света, но может и к лучшему - этому мотиву не нужны яркие контрасты, тут работают нюансы и переливы пастельных тонов. Светлое на светлом - вообще беспроигрышный вариант, в большинстве современных интерьеров хорошо смотрятся именно светлые работы.

Покажу, как была написана эта картина. Такая поэтапная "раскладушка" может быть интересна для тех, кто учится писать маслом и для тех, кто просто интересуется искусством и хочет лучше его понимать. Я использую в работе технику многослойной масляной живописи и поэтапные фотографии позволяют увидеть, как "устроена" подобная картина изнутри.

1. Первый этап - быстрый и лёгкий набросок  рисунка прозрачной коричневой краской. Тут важно не перегружать холст коричневой краской - ведь натюрморт светлый и воздушный. Очень точный рисунок не требуется, достаточно наметить расположение основных элементов и убедиться, что всё разместилось достаточно гармонично.
1. Первый этап - быстрый и лёгкий набросок рисунка прозрачной коричневой краской. Тут важно не перегружать холст коричневой краской - ведь натюрморт светлый и воздушный. Очень точный рисунок не требуется, достаточно наметить расположение основных элементов и убедиться, что всё разместилось достаточно гармонично.
2.  Дальше требуется определиться с контрастами светлого и тёмного. Несмотря на общий светлый тон работы, тёмные пятна всё же имеются - это листья. Тёмные пятна подчёркивают светлые силуэты цветов.
2. Дальше требуется определиться с контрастами светлого и тёмного. Несмотря на общий светлый тон работы, тёмные пятна всё же имеются - это листья. Тёмные пятна подчёркивают светлые силуэты цветов.
3.  Фон в целом тоже несколько темнее букета. И кувшин. Продолжаем разбирать тоновые отношения.  Там, где листья оказываются на фоне падающей от букета тени, сразу можно смягчить их очертания, связать их с пространством.
3. Фон в целом тоже несколько темнее букета. И кувшин. Продолжаем разбирать тоновые отношения. Там, где листья оказываются на фоне падающей от букета тени, сразу можно смягчить их очертания, связать их с пространством.
4. Начинаем писать цветы: даже в белых пионах внутри каждого цветка горит фонарик насыщенного чистого цвета - в одних мы видим розовый, в других жёлтый. Намечаем эти  нежные цветные пятна. У розовых пионов тот же розовый будет темнее и ярче.
4. Начинаем писать цветы: даже в белых пионах внутри каждого цветка горит фонарик насыщенного чистого цвета - в одних мы видим розовый, в других жёлтый. Намечаем эти нежные цветные пятна. У розовых пионов тот же розовый будет темнее и ярче.
5. Легко и полупрозрачно задаём остальные тона в натюрморте. Можно заметить, что эти тона - в основном, оттенки серого). Главное, на что обращаем внимание - на каждом пионе и у букета в целом есть световая и теневая сторона. Теневая несколько теплее, с желтоватым или коричневатым оттенком, холодок на освещённой части можно добавить с помощью изумрудной зелёной.
5. Легко и полупрозрачно задаём остальные тона в натюрморте. Можно заметить, что эти тона - в основном, оттенки серого). Главное, на что обращаем внимание - на каждом пионе и у букета в целом есть световая и теневая сторона. Теневая несколько теплее, с желтоватым или коричневатым оттенком, холодок на освещённой части можно добавить с помощью изумрудной зелёной.

Примерно так будет выглядеть подмалёвок, подложка под дальнейшую живопись. Он выполняется без подробностей, закладываются большие пятна цвета, но уже на этом этапе мы чётко видим, где свет и где тень, какой элемент является светлым пятном на тёмном фоне, а какой - тёмным пятном в светлом окружении.

Маленький совет - если ваша задача - нежные воздушные переливы цвета и эффект полупрозрачности лепестков - стоит использовать цинковые белила. Титановые дают плоский и непрозрачный свет, никакой тебе атмосферной дымки. Цинковые белила - полупрозрачная краска, которая позволяет давать плавные растушёвки и тающие мазки, а титановые - кроющая краска.

Важный момент в многослойной масляной живописи - межслойная обработка. По подсохшему подмалёвку и по любому подсохшему слою краски наносят новый слой, предварительно смочив предыдущий ретушным лаком. Писать после этого можно сразу, по свежему лаку. Ретушный лак улучшает сцепление красочных слоёв, предохраняет краски от прожухания и помогает краске лучше ложиться и слушаться художника.

6. Начинаем прописывать детали с центрального цветочка. На концах лепестки более чёткие и растворяются, погружаясь в глубину.
6. Начинаем прописывать детали с центрального цветочка. На концах лепестки более чёткие и растворяются, погружаясь в глубину.
7. Подчиняем каждый лепесток общей форме, вписываем в игру светотени.
7. Подчиняем каждый лепесток общей форме, вписываем в игру светотени.
8. Тень на пионах в целом теплее света - но кое-где появляются холодные рефлексы от листьев и фона. Яркие света холоднее в том числе и за счёт разбела, однако чистые белила использовать не стоит - чтобы лепестки вышли живыми и нежными, стоит добавить в белила на свету немного кадмия лимонного - тогда в них не будет мёртвого холода. Там, где форма цветка поворачивается из света в тень, возникают холодные голубоватые полутона.
8. Тень на пионах в целом теплее света - но кое-где появляются холодные рефлексы от листьев и фона. Яркие света холоднее в том числе и за счёт разбела, однако чистые белила использовать не стоит - чтобы лепестки вышли живыми и нежными, стоит добавить в белила на свету немного кадмия лимонного - тогда в них не будет мёртвого холода. Там, где форма цветка поворачивается из света в тень, возникают холодные голубоватые полутона.
9. Добавляем плотности фону, однако сохраняем его воздушность и полупрозрачность слоёв. Продолжаем "одевать" цветы лепестками, сквозь которые продолжает просвечивать цветная сердцевина.
9. Добавляем плотности фону, однако сохраняем его воздушность и полупрозрачность слоёв. Продолжаем "одевать" цветы лепестками, сквозь которые продолжает просвечивать цветная сердцевина.
10. Пишем окружение и передний план. На белой ткани расклад оттенков почти как на белых пионах - тёплые желтоватые тени с холодными рефлексами, белила, тронутые лимонкой на ярких светах и холодные голубые полутона. То же на белом кувшине, однако яркого света на нём нет - закрывает букет. Но есть голубоватый блик.
10. Пишем окружение и передний план. На белой ткани расклад оттенков почти как на белых пионах - тёплые желтоватые тени с холодными рефлексами, белила, тронутые лимонкой на ярких светах и холодные голубые полутона. То же на белом кувшине, однако яркого света на нём нет - закрывает букет. Но есть голубоватый блик.
11. Уточняем детали, добавляем узор на кувшине и контрастности лежащему пиону на первом плане. Ставим подпись.
11. Уточняем детали, добавляем узор на кувшине и контрастности лежащему пиону на первом плане. Ставим подпись.

Надеюсь, материал будет полезным для тех, кто учится живописи.

Ещё можно почитать и посмотреть картинки про то, как писать сирень.

И ещё сирень. И ещё.

Есть мастер-класс по букету белых лилий.

И много других не менее увлекательных статей о масляной живописи.

Читайте, подписывайтесь и не пропускайте новые "секреты старых мастеров"!