Пушкинский музей задумал основать профессор Московского университета Иван Цветаев, отец Марины Цветаевой.
Согласно планам, это должен был быть музей слепков, потому что в начале XX века считалось, что основная задача музея - учебная. К тому же, не было возможности заполнить зал подлинными экземплярами, ведь все они находились в музеях Франции, Италии, Англии и других стран.
Первоначально музей назывался Музеем изящных искусств при Московском университете. Его заложили в 1898 году. Проект был, по сути, благотворительным, потому что на его строительство вели сбор средств. Государство, правда, тоже поучаствовало, но внесло небольшую сумму - 200 тысяч рублей. Ещё три миллиона составили пожертвования частных лиц. Две трети от этой суммы пожертвовал владелец знаменитых стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Ю.С. Нечаев-Мальцов.
Был конкурс архитектурных проектов для здания музея, который выиграл Р.И. Клейн. Строительство велось почти 14 лет, так что открылся музей только в 1912 году. И поначалу это действительно был музей слепков, как и задумывал Иван Цветаев. Слепки заказывались за границей в специализированных мастерских.
В 1909 году М.С. Щекин подарил музею небольшую коллекцию итальянской живописи XIII-XV веков. В этом же году у В.С. Голенищева музей приобрел собрание подлинников древнеегипетского искусства. Но радикально ситуация не изменилась. Это был всё так же музей слепков.
Все изменилось после революции, когда фонды Музея изящных искусств, получившего имя А.С. Пушкина, начали пополняться. Сначала поступила коллекция западноевропейского искусства из расформированного Румянцевского музея. Потом пришли коллекции из Эрмитажа и из Государственного музейного фонда. Но самым масштабным поступлением была коллекция Музея нового западного искусства, сформированного из знаменитых собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Так, в Пушкинском музее оказались картины Ренуара, Моне, Матисса, Мунка, Пикассо, Гогена, Дега, Сезанна и других.
Таким образом, из учебного музея слепок Пушкинский музей поднялся на уровень ведущих мировых художественных собраний. Пока он не входит в число самых значимых художественных музеев мира, но он уже довольно близок к этому, чему активно способствует затеянная бессменным директором музея И. Антоновой реконструкция.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх :) И подписывайтесь на канал, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!