В этом году в школах планируют ввести ещё один тест, на этот раз международный – PISA. На него часто ссылается наш министр. Обычно, во всех странах участниках тест проводится раз в три года, но российским чиновникам этого кажется мало – хотят, чтобы каждый год проводился. В тестировании участвуют 15-летние школьники. Проводится оно по 3-м основным направлениям – грамотность чтения, грамотность математическая и грамотность естественнонаучная.
И всё бы ничего, но, сколько их уже этих тестов, экзаменов, проверок, методического контроля, олимпиад…. В комментариях читатели как-то упоминали, что есть, мол, система обучения, а есть система оценки знаний и просили не путать эти вещи. Как же их не путать в нашей-то школе при таком количестве контроля? Все эти мероприятия, проверки и подготовка к ним занимают изрядную долю учебного года.
Перебор с контролем очевиден. Что же отражает это гипертрофированное желание всё и вся контролировать? За этим стоит неуверенность. Вы в чём-то сомневаетесь и начинаете проверять. Обычно проверки проводятся в некоторых критических, пограничных точках. Проверка – это сигнал к приостановке развития ситуации, к приостановке действий. Такова наша природа, особенно, если проверка требует какой-то активности со стороны проверяемого.
Есть хорошая притча по этой теме про гусеницу, которая прекрасно ползала, пока её не спросили, как она это делает при таком количестве ног. Гусеница задумалась и впервые споткнулась.
Итак, чиновники не уверенны в том, что учителя могут выполнять свою работу без их зоркого ока. Отсюда стремление регламентировать каждый шаг учителя.
Тоже относится и к ученикам, с учетом вышеперечисленных мероприятий. Мы останавливаем учебный процесс, тормозим его.
Посмотрите только на историю наращивания экзаменов. Сначала были только выпускные экзамены после 9 и 11 классов, затем появился ВПР в 4-м классе, по завершении начальной школы, затем ВПР распространили на другие классы. И всё это экзамены с внешним контролем.
Я не говорю, что контроль не нужен. Речь идёт об избытке контроля. Есть хороший аналог в медицине – это спазм, когда орган не может нормально функционировать из-за нервного напряжения, стресса. Что-то похожее происходит сейчас в школьной системе - это что-то нервное...