Когда речь заходит о религии, всегда много путаницы.
Однажды Генрих Пенья-Руис применил термин "исламофобия".
Вроде ясно, да? Оно выглядит ясным и различимым.
Но на самом деле приводит к путанице и явным ошибкам.
Действительно ли мы имеем право быть исламофобами?
Концепция исламофобии полемична.
Некоторые утверждают, что она осуждает дискриминацию и расистские выступления, которым подвергаются мусульмане.
Другие оспаривают её использование, обвиняя в предотвращении критики ислама.
Но Генрих Пенья-Руис трактует "исламофобию" как означает простое неприятие ислама. И следовательно, это дает свободное право критиковать эту религию.
Человек также имеет право быть атеофобом или катофобом (что это значит, все знают, конечно).
Таким образом, мы формально отличаем исламофобию от антимусульманского расизма.
Это очень важное различие.
Исламофобия законна, потому что обращается к религии.
А антимусульманский расизм, коечно, достоин осуждения.
Так как несправедливо нападать на людей за их веру.
Что такое "фобия" вообще-то?
Это не простое "неприятие". Это чувство страха или испуга перед объектом, воспринимаемым как угроза.
Однако там, где мыслитель хочет критиковать идеи, защищая людей, фобия как раз и имеет тенденцию путать и то, и другое.
Например, в политическом смысле, какой смысл было бы бояться коммунизма, не боясь коммунистов?
Что касается сексуальной практики, то боится ли когда-нибудь кто-то гомосексуализма, не бросая вызов гомосексуалистам?
А в религии? Можно ли бояться ислама, не боясь мусульман?
Вот и получается, что в страхе перед другим люди путаются в своих идеях, практиках или убеждениях.
Вот почему опасно переводить исламофобию на сторону просвещенной критики религии.
Можно даже утверждать, что критика религии чужда исламофобии.
Потому что страх перед другим всегда первый.
В религиозной и культурной жизни такой страх легче ведет к отчуждению и насилию, чем к диалогу и знаниям.
С другой стороны, любая серьезная критика религии должна лежать в области разума, науки и понимания.
Таким образом, рациональный спор начинается с отчуждения страха, как и любого другого чувства.
Таково универсальное правило, которое дает нам Спиноза в своем знаменитом приговоре : «не насмехаться, не сетовать, не ненавидеть, а понимать".
"Усилие разума и разума начинается не со страха, а с его преодоления".
Так что любой имеет право претендовать на право быть фобиком.
Как закон может запретить такое тривиальное чувство, как страх ?
В игре под названием жизнь можно было бы так же бороться за право на невежество или глупость.
Это дело не юридическое, а политическое и моральное.
Узаконить фобию как таковую, убрать ее с самого начала на сторону критики религии - значит поощрять догматизм и замкнутость личности.
Таким образом, в самом общем смысле мы имеем полное право быть исламофобом, гомофобом, атеофобом.
Но ради всеобщего блага мы тем более обязаны не быть ничем из вышеназванного.
Будьте просто людьми, короче.