Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Спасибо «Гоголю» за возвращение русской готики в кино

Оглавление
Кадр из фильма «Гоголь. Начало».
Кадр из фильма «Гоголь. Начало».

На показе «Гоголь. Начало» зрители хлопали в зале, хоть это не была премьера. Люди ликовали, а потом стояли группами и по-гиковски обсуждали увиденное. Как будто им показали новых «Зловещих мертвецов», или Ромеро внезапно ожил и снял новый фильм. Было полное ощущение рождения культового кино.

Первый фильм прекрасен. Понятно, почему в США ему надавали призов, оценив явные художественные достоинства. Все так одухотворенно и детализировано на уровне работы художника, актеров, драматургии, что хочется, чтобы не кончалось. И саундтрек отличный, давит на психику.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало».
Кадр из фильма «Гоголь. Начало».

Этот мистический детективный хоррор в лучших традициях русской готики, которые надо с каждым годом укреплять. Надо за год выпускать на экраны фильмов по десять, перелопатить всю литературную классику и придумывать новое, как в отличной «Невесте».

Отличный старт франшизы

«Гоголь. Начало» был одним из лучших хорроров в мире за год, в год, когда прославилась «Невеста». Оба фильма – русская готика. Конечно, снимают и ерунду, вроде «Вурдалаков», и спорное фриковство типа «Дамы пик» Лунгина. Но пока полет нормальный. У России есть шанс занять место в числе лучших хоррормэйкеров в мире, и русская готика – самый правильный путь к успеху и брендированию нашего кино.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало».
Кадр из фильма «Гоголь. Начало».

Кроме эстетики «Вия», в «Гоголе» «Сонная лощина», чуток «Зловещих мертвецов». Есть сочные приветы Лавкрафту и Ардженто с «тремя матерями», заметно уважение автора к джалло, к слэшеру. Кровушка льется, присутствует обнаженка, добавлен мрачный сюр. Все гармонично, нет стилистического дерганья и тупого цитирования.

Актеры молодцы. Меньшиков просто гипнотизирует. Александр Петров (Гоголь) – супер. Вилкова, Стычкин, Сергей Бадюк, Юлия Франц... все на своем месте. Часто просто от диалогов возникает мистическая оторопь, не говоря о прямом хорроре. В фильме интересный баланс смешного, страшного, загадочного, «книжного» и фольклорного духа на уровне меры условности. И разделенность на серии дело не портит, в этом даже фишка.

Кадры из фильма «Гоголь. Начало».
Кадры из фильма «Гоголь. Начало».

Режиссер «Аванпоста» Егор Баранов еще на своей триллерно-адюльтерной «Саранче» подавал сигналы, что настроен жестко. На «Гоголе» это подтвердилось в полной мере. При этом «Гоголь» удобен для широкой аудитории, ведь это не только хоррор, а еще мистика и детектив.

Вий в шахтерском стиле

«Гоголь. Вий» также радует. Снова всякого намешали, и все по жесткости на уровне первой части. Правда, чуть отошли от джалло, но это пережить можно. Зато всего остального – много и разнообразно, разный хоррор, как и в первой части — от очень современных спецэффектов до слегка смешных олдскульных.

Кадры из фильма «Гоголь. Вий».
Кадры из фильма «Гоголь. Вий».

В такой окрошке однозначно плюс, а не минус. Хорош и сам Вий. Перед его появлением авторы качественно потянули саспенс за хвост. А когда вылезло, так любо-дорого. Не знаю, что скажут шахтеры Донбасса, а мне такой горняцкий подход очень понравился.

История с Вием сиквельная. Тоже интересно. Еще прозвучал намек на приключения кузнеца Вакулы с Чёртом. Возможно, в будущем это дело тоже засиквелят. Кстати, губы утопленницы Оксаны (огромность которых ругали после первого фильма) во второй части откачались. Стало лучше.

А вот и Пушкин!

«Гоголь. Страшная месть» – очень хорошо. Во-первых, детектив оказался посложнее, чем мы все думали, тут будет эффектный твист, и в дело вмешается мистическая история двух казацких сестер из 17 века. Очень изящно вмешается. Во-вторых, все линии грамотно сводятся к кульминациям. Получается полноценная трилогия.

Помните, какие готические произведения написали эти молодые ребята? Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть».
Помните, какие готические произведения написали эти молодые ребята? Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть».

В-третьих, как было понятно с первого фильма, в дело вступают другие классики русской готики – Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, гоняющие нечисть в Петербурге. И это правильно.