На показе «Гоголь. Начало» зрители хлопали в зале, хоть это не была премьера. Люди ликовали, а потом стояли группами и по-гиковски обсуждали увиденное. Как будто им показали новых «Зловещих мертвецов», или Ромеро внезапно ожил и снял новый фильм. Было полное ощущение рождения культового кино.
Первый фильм прекрасен. Понятно, почему в США ему надавали призов, оценив явные художественные достоинства. Все так одухотворенно и детализировано на уровне работы художника, актеров, драматургии, что хочется, чтобы не кончалось. И саундтрек отличный, давит на психику.
Этот мистический детективный хоррор в лучших традициях русской готики, которые надо с каждым годом укреплять. Надо за год выпускать на экраны фильмов по десять, перелопатить всю литературную классику и придумывать новое, как в отличной «Невесте».
Отличный старт франшизы
«Гоголь. Начало» был одним из лучших хорроров в мире за год, в год, когда прославилась «Невеста». Оба фильма – русская готика. Конечно, снимают и ерунду, вроде «Вурдалаков», и спорное фриковство типа «Дамы пик» Лунгина. Но пока полет нормальный. У России есть шанс занять место в числе лучших хоррормэйкеров в мире, и русская готика – самый правильный путь к успеху и брендированию нашего кино.
Кроме эстетики «Вия», в «Гоголе» «Сонная лощина», чуток «Зловещих мертвецов». Есть сочные приветы Лавкрафту и Ардженто с «тремя матерями», заметно уважение автора к джалло, к слэшеру. Кровушка льется, присутствует обнаженка, добавлен мрачный сюр. Все гармонично, нет стилистического дерганья и тупого цитирования.
Актеры молодцы. Меньшиков просто гипнотизирует. Александр Петров (Гоголь) – супер. Вилкова, Стычкин, Сергей Бадюк, Юлия Франц... все на своем месте. Часто просто от диалогов возникает мистическая оторопь, не говоря о прямом хорроре. В фильме интересный баланс смешного, страшного, загадочного, «книжного» и фольклорного духа на уровне меры условности. И разделенность на серии дело не портит, в этом даже фишка.
Режиссер «Аванпоста» Егор Баранов еще на своей триллерно-адюльтерной «Саранче» подавал сигналы, что настроен жестко. На «Гоголе» это подтвердилось в полной мере. При этом «Гоголь» удобен для широкой аудитории, ведь это не только хоррор, а еще мистика и детектив.
Вий в шахтерском стиле
«Гоголь. Вий» также радует. Снова всякого намешали, и все по жесткости на уровне первой части. Правда, чуть отошли от джалло, но это пережить можно. Зато всего остального – много и разнообразно, разный хоррор, как и в первой части — от очень современных спецэффектов до слегка смешных олдскульных.
В такой окрошке однозначно плюс, а не минус. Хорош и сам Вий. Перед его появлением авторы качественно потянули саспенс за хвост. А когда вылезло, так любо-дорого. Не знаю, что скажут шахтеры Донбасса, а мне такой горняцкий подход очень понравился.
История с Вием сиквельная. Тоже интересно. Еще прозвучал намек на приключения кузнеца Вакулы с Чёртом. Возможно, в будущем это дело тоже засиквелят. Кстати, губы утопленницы Оксаны (огромность которых ругали после первого фильма) во второй части откачались. Стало лучше.
А вот и Пушкин!
«Гоголь. Страшная месть» – очень хорошо. Во-первых, детектив оказался посложнее, чем мы все думали, тут будет эффектный твист, и в дело вмешается мистическая история двух казацких сестер из 17 века. Очень изящно вмешается. Во-вторых, все линии грамотно сводятся к кульминациям. Получается полноценная трилогия.
В-третьих, как было понятно с первого фильма, в дело вступают другие классики русской готики – Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, гоняющие нечисть в Петербурге. И это правильно.
- Спасибо за дочитывание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 1)