Найти тему
Homo mobilis

Балет "Ромео и Джульетта" в постановке Начо Дуато

Ромео (Иван Зайцев) и Джульетта (Ирина Перрен), Михайловский театр.
Ромео (Иван Зайцев) и Джульетта (Ирина Перрен), Михайловский театр.

Начнем с того, что определимся со стилем. В случае с хореографом Начо Дуато (да и со многими другими), это не так просто. Даже когда его самого спрашивали о стиле спектакля "Ромео и Джульетта", ответ был примерно такой:

"Да, это классический балет, - Но без пуант? - Разумеется".

Я привыкла (и не только я) определять хореографию Дуатовских балетов как неоклассику. Если простым языком определить этот стиль - новая классика, классическая хореография с элементами модерна (слово "модерн" использую в данном случае в широком смысле, т.е. движения не из классики).

Но в то же время, стоит отметить, что спектакль "Ромео и Джульетта" стоит особняком от редакций "Щелкуничка", "Спящей красавицы" и "Баядерки". Эти три балета все таки классические редакции с элементами стиля Начо Дуато. Надеюсь, я вас не запутала))

Первое обращение Начо Дуато к музыке С. Прокофьева состоялось еще в 1998 г. Он ставил "Р. и Дж." для испанской балетной кампании, с которой тогда работал. И многие теперь как бы упрекают, что он сделал перенос постановки в Михайловский театр в 2012 году. Но такое утверждение не совсем верно. Да несомненно, определенные идеи вошли в Петербургскую постановку, но это точно другой, более целостный и зрелый спектакль. Кстати говоря, номинант на Золотую Маску.

Но обо всем по порядку.

1. Общее впечатление

Как я уже упоминала, "Ромео и Джульетта" в постановке Начо Дуато один из моих любимых спектаклей. Да, Прокофьева нужно уметь услышать, почувствовать, и перевести музыку в движение. Это первый балет, в котором танец, хореография "отыгрывает" каждую ноту. Спектакль выглядит динамичным, постоянно держит внимание зрителя. Это что-то потрясающее.

2. Сценография спектакля

Стоит отметить, что спектакль должен быть всегда целостной работой команды профессионалов. Чтобы потом не казалось, что все отдельно: хореография, костюмы, декорации.

Вместе с хореографом Начо Дуато над постановкой работали художник-сценограф Джаффар Чалаби, художник по свету Брэд Филдс и художник по костюмам Ангелина Атлагич.

Здесь на сцене вы не увидите громоздких декораций и красочных "задников". Все очень минималистично, условно. Мы видим лишь намеки на то, где происходит действие. Задний план трансформируется в различные геометричные силуэты.

"Крест" как раз таки собрался из трансформируемого "задника". Сцена венчания происходит на таком фоне.
"Крест" как раз таки собрался из трансформируемого "задника". Сцена венчания происходит на таком фоне.

Как говорил сам Начо в одном из интервью, задача была создать атмосферу итальянского средиземноморья. Думаю, это получилось.

-3

Из акцентов, получается, есть только костюмы и свет.

Кто-то писал в комментариях, что на сцене было темновато в отдельных моментах. Я честно говоря, такого не помню, хотя смотрела спектакль из разных мест, в том числе не с самых хороших. В балете всегда нужно обращать особое внимание на свет. Особенно, если сценография сама по себе не яркая.

-4

Костюмы очень красивые, в нюдовых и пыльных тонах, в общем в духе работ Дуато. Отмечу, что они еще и легкие, в отличие от классических версий "Р. и Дж.", где летящие костюмы, как правило, только на солистах.

Сцена бала в доме Капулетти
Сцена бала в доме Капулетти
Иван Зайцев и Ирина Перрен
Иван Зайцев и Ирина Перрен

3. Хореография и ансамбль исполнителей, техника.

В отличие от классической версии, постановка Начо Дуато состоит из 2 актов и продолжительность спектакля сокращена до 2,5 часов (в оригинале 3 акта и 3,5 часа). Меня как зрителя это радует. Спектакль смотрится на одном дыхании, динамичен.

Еще раз отмечу своё отношение к сокращениям. Я "за", если это сделано удачно. Все таки скорость жизни в 21 веке гораздо выше, чем еще сто лет назад, а уж тем более 200. Восприятие людей тоже меняется, мы пересыщены информацией, и даже произведения искусства становятся более ёмкими. Но разумеется, если подготовить себя к длительному просмотру, и если позволяет время, а еще и если смотреть качественный спектакль, можно провести в театре и 4 часа. Но здесь я бы дополнительно поставила вопрос о том, приятно ли находиться в конкретном театре 4 часа (читайте предыдущие статьи).

Начо Дуато: «Партитура Сергея Прокофьева — самое потрясающее, что когда-либо было создано для балетной сцены».

Сам хореографический текст лучше один раз увидеть, чем сто раз о нем прочитать. У хореографа своя особенная лексика, выделяющая его балеты на фоне работ других постановщиков. Поэтому для классических танцовщиков исполнять хореографию Дуато не всегда просто. Точнее не просто танцевать именно так, как задумал балетмейстер.

-7

Хореография насыщена движениями и особой пластикой, много волнообразных движений, много корпуса (в классике, обычно, больше ног). Как я написала в самом начале, хореограф отказывается от пальцевой техники у балерин (т. е. без пуант). С одной стороны, это придает некоторую заземленность. Все таки история "человеческая", балет не сказочный, возможно, отсутствие пуант усиливает эффект реальности происходящего. С другой - у балерины больше свободы в движении.

Из исполнителей я бы выделила нескольких артистов, которые на мой взгляд, максимально раскрыли свои образы, в том числе и благодаря высокой технике исполнения. Напомню, я видела много разных составов, и не по одному разу.

Джульетта - Валерия Запасникова. Моя любимая балерина Михайловского, еще раз желаю ей повышения (сейчас Валерия вторая солистка). Танцует всегда выкладываясь на 100% и эмоционально и технически. Очень сильная балерина.

Валерия Запасникова в роли Джульетты.
Валерия Запасникова в роли Джульетты.

Ромео - Леонид Сарафонов. Идеальный Ромео, восхитительная пластика и музыкальность исполнения. К сожалению, Леонид сейчас постепенно уходит в репетиторство, и видимо, мы его уже не будем видеть на сцене...

В Михайловском театре очень люблю смотреть не только на главных героев, но и на второстепенных, которые бывают не менее яркими.

В качестве отца Капулетти очень нравится Марат Шемиунов. За счет своего высокого роста он выглядит, конечно, очень хорошо на сцене в роли властного отца семейства. Мурашки...

Андрей Касьяненко или Сергей Стрелков в роли Тибальда, тоже всегда очень мощно!

Леонид Сарафанов в роли Ромео
Леонид Сарафанов в роли Ромео

4. Эмоциональная наполненность

Но даже если вы попадаете на других исполнителей, все равно очень интересно смотреть. Спектакль дает возможность артистам раскрыться актерски, наполнить роль своими эмоциями. Поэтому интересно смотреть различные сочетания солистов в тех или иных ролях. каждый раз открывается что-то новое.

Спектакль рекомендую к просмотру. Вместо заключения прикрепляю видео с репетиции "Ромео и Джульетты" Михайловского театра.

#небалерина