Найти в Дзене
Занудный балет

Виолетта Прохорова - балерина, покинувшая СССР с согласия Сталина

Конечно, многим известны имена главных балетных перебежчиков СССР - Рудольфа Нуреева, Натальи Макаровой, Михаила Барышникова и Александра Годунова (в действительности их было больше). Однако еще задолго до них Советский Союз покинула другая балерина, чье имя вряд ли многим из вас о чем-то говорит. Виолетта Прохорова (или Вайолетт Элвин) в нашей стране не достигла таких высот и узнаваемости, как Уланова, Плисецкая, Семенова и т.д.

Тем не менее, ее карьера также примечательна. Прежде всего тем, что она стала первой балериной, уехавшей из СССР. Но ее отъезд не сопровождался громким скандалом, как это было, например, в случае с Рудольфом Нуреевым или Александром Годуновым. Вполне возможно, что именно поэтому ее имя не столь известно широкому кругу людей. Она не была балетным перебежчиком, диссидентом. Не страдала от ограничений ее творческого самовыражения, как Макарова; не переживала от того, что не была материально столь обеспечена, как ей бы того хотелось, в отличие от Барышникова. В 1946 году она тихо и вполне себе на законных основаниях, с получением разрешения лично от Сталина, уехала в Англию. Каким же таким чудом ей это удалось? Но обо всем по порядку.

Виолетта Прохорова
Виолетта Прохорова

Виолетта Прохорова родилась в 1923 году в Москве и там же поступила в хореографическое училище, класс Марии Кожуховой. Ее однокурсницей была Инна Зубковская, будущая прима Кировского (Мариинского) театра, с которой их впоследствии связывала многолетняя дружба. Выпускаясь из училища, танцевала третье действие "Лебединого озера", которое ей помогла подготовить сама Галина Уланова. Успешное выступление помогло ей попасть в труппу Большого театра. Выпуск был в мае 1941 года, а через месяц началась война. Тогда семья Прохоровой отправилась в эвакуацию в Ташкент, где в местном театре она делала первые шаги в качестве балерины. Здесь она впервые полностью исполнила партию Одиллии-Одетты. Затем была вызвана в Куйбышев, где в эвакуации находилась труппа Большого театра, которая затем, еще до завершения войны, вернулась в Москву.

Вообще, у Прохоровой были неплохие перспективы в Большом. Сама Елизавета Гердт давала ей уроки, на которых, помимо нее, занимались Галина Уланова, Ольга Лепешинская и другие звезды. Были перспективы - балерине предлагали новые партии. Леонид Лавровский, в ту пору художественный руководитель труппы, предложил ей приготовить партию "Раймонды". Однако в 1945 году в ее жизни произошел крутой поворот.

-2

Танцовщица влюбилась в Гарольда Элвина - британского архитектора, который находился в командировке в Москве. Руководство Большого театра насторожил факт связи балерины и иностранца. Леонид Лавровский попытался побеседовать с балериной, дабы уговорить ее расстаться с молодым человеком ради продолжения карьеры в театре. Прохорова отказалась и вскоре покинула театр. На вопрос, почему не послушалась Лавровского, отвечает: "Я была влюблена, как я могла отказаться? (от возлюбленного - прим. автора). Буквально еще на 1 год она стала балериной театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где помимо нее были и другие бывшие танцовщицы из БТ.

Довольно скоро пара поженилась, а затем Элвину настало время возвращаться в Англию. Соответственно, встал вопрос о том, чтобы балерине ехать с ним. Понятно, что сделать это было не так-то просто. Как же удалось получить разрешение советских властей?

-3

Так получилось, что отец Элвина был другом и соратником по Лейбористской партии Великобритании Клемента Эттли - следующего после Черчилля премьер-министра этой страны. Когда встал вопрос о переезде и, соответственно, получении разрешения на него, сын обратился за помощью к отцу, а тот - к самому Эттли. А уже Эттли, в свою очередь, позвонил Сталину и обратился с этим вопросом. Сталин сначала было поколебался, ответив, что уже есть несколько человек с подобным запросом (также "жены на выезд", около 30 человек), и что всем он дать разрешение не может. Но в итоге выбрал несколько (7-8, по словам Прохоровой) человек, среди которых оказалась и балерина. Таким образом паре удалось вместе выехать за границу, и они обосновались в Лондоне.

  • Кстати, в одном поезде с ними ехал композитор Дмитрий Шостакович, с которым, по воспоминаниям балерины, она в дороге играла в шахматы.

В Англии Прохорова сначала не могла найти работу и посещала частные классы. На Туманном Альбионе была такая практика - специальные классы для взрослых танцовщиков, куда можно было приходить заниматься, дабы не терять форму. Через некоторое время она оказалась в главной британской балетной труппе - "Сэдлерс-Уэллс" (которая затем станет Королевским балетом Лондона, однако Прохорова до этого момента не "доживет"). Нинет де Валуа, основательница труппы и женщина, стоявшая у истоков британского балета, отыскала ее на одном из частных уроков и предложила присоединиться к труппе. В Ковент-Гардене Прохорова была на первых ролях, стала примой, получала главные партии (была также приглашенной балериной Театро алла Скала). Сама Марго Фонтейн на ежедневных классах старалась встать с ней рядом, чтобы попытаться подсмотреть секреты русской балетной школы. Понять, что и как делает Элвин.

-4

Естественно, как главная и единственная прима, все главные партии в "Сэдлерс-Уэллс" получала Марго, а Прохоровой доставались в основном сольные партии второстепенного характера. Она танцевала Фею Лета в "Золушке" Фредрика Аштона, Ликанион в балете "Дафнис и Хлоя" (это женщина, влюбленная в Дафниса), Принцессу Флорину в "Спящей красавице", и т.д. Тем не менее, газета "Times" впоследствии назвала Прохорову единственной соперницей Фонтейн на тот период. Ее стиль в британской прессе характеризовали как "экзотически гламурный и напористый", что было в диковинку тогда для английского балета. Надо сказать, что Прохорова в принципе была первой советской балериной, которую увидели в Британии - до гастролей Большого театра 1956 года еще оставалось почти 10 лет.

Слева направо: Вайолетт Элвин, Нинетт де Валуа, Марго Фонтейн
Слева направо: Вайолетт Элвин, Нинетт де Валуа, Марго Фонтейн

Де Валуа, не любившая неблагозвучных имен и сама сменившая имя (настоящее - Идрис Станнус), говорила Прохоровой: "Ваша фамилия слишком сложная, ее невозможно выговорить. Вы будете мисс Прох". Только тогда Прохорова взяла фамилию мужа - Элвин, о чем впоследствии жалела, считая, что надо было оставлять фамилию отца.

В 1949 году Вайолетт Элвин снялась в фильме Антона Уоллбрука по мотивам повести Пушкина "Пиковая дама". В самом начале фильма игроки в карты, военные, требуют объяснения от Германа Суворина, стоящего в стороне, почему он не играет в карты, хотя приходит к ним каждый вечер. Тут солирующая цыганка командует: "Машенька" (это, конечно, типично цыганское имя), поднимается Элвин, сидевшая в окружении подруг-цыганок, и начинает танцевать цыганский танец под песню на ломаном русском "Гори, гори любовь цыганки".

В свое время фильм номинировался на премию Британской академии (БАФТА) и был показан на Каннском фестивале, о нем хвалебно отзывался Мартин Скорсезе.

Вайолетт Элвин танцует цыганский танец в фильме "Пиковая дама"

2 июня 1953 года Прохорова вместе с другими звездами "Сэдлерс-Уэллс" танцевала перед Елизаветой Второй в специально поставленном для ее коронации балете, который так и назывался: "Оммаж Королеве" (постановщик - Ф. Аштон). Для участия в нем были стянуты все сливки британского балета на тот момент - Марго Фонтейн, Надя Нерина, Джон Филд и др. Четыре девушки-звезды танцевали партии Королев - соответственно, Земли, Воды, Огня и Воздуха. Прохорова была Королевой Воды.

Прохорова и звезда британского балета Майкл Сомс
Прохорова и звезда британского балета Майкл Сомс

Танцевала она и в суперзвездном составе балета "Сильфиды" (под таким названием на западе идет балет "Шопениана" Михаила Фокина), где помимо нее танцевали и главная звезда английского балета всех времен Алисия Маркова, Джон Филд, а также Светлана Березова, дочь танцовщика и балетмейстера Николая Березова, выходца из г. Каунас.

Оперная дива Мария Каллас и Виолетта Прохорова после оперы "Макбет" в Театро алла Скала, где-то 1952-1953 год.
Оперная дива Мария Каллас и Виолетта Прохорова после оперы "Макбет" в Театро алла Скала, где-то 1952-1953 год.

Тем не менее, довелось ей исполнить и главные партии. Среди них - Принцесса Аврора в Аштоновской "Спящей". Было это уже в 1956 году, в том же году она оставила сцену ради семьи и детей. Однако семья была уже с другим человеком - с Элвином они на тот момент расстались. Прохорова вышла замуж за итальянца и взяла двойную фамилию "Прохорова-Саварезе". У них родился сын. Естественно, она переехала в Италию. Новым домом для нее стал Неаполь.

Там она жила в своем доме у моря (точнее Неаполитанского залива), откуда было видно Везувий. Там вместе с ней собирались, бывало, приезжавшие к ней друзья - Инна Зубковская, нередко выступавшие в Италии звезды Большого театра Екатерина Максимова и Владимир Васильев, хорватский танцовщик и балетмейстер Жарко Пребил, с которым Прохорова дружила до самой его смерти в 2016 году. Там же непродолжительное время, с 1985 по 1986 годы, она была директором (по нашему - худруком) балетной труппы оперного театра Неаполя.

Говоря о том, почему все-таки она уехала из СССР, Прохорова отмечает, что в тот период, период молодости, решения принимались спонтанно и на эмоциях, и позднее пришло сожаление. А вот о том, что она завершила танцевальную карьеру достаточно рано (в 31 год) она не жалеет, считая, что балет - это удел молодых, и максимальный возраст, в котором надо покидать сцену танцовщице - это 38 лет. Хотя тех, кто продолжает свою карьеру дальше, она не осуждает, приводя как исключение из правил ту же Галину Уланову.

Примерно так сейчас выглядит Виолетта Прохорова
Примерно так сейчас выглядит Виолетта Прохорова

Виолетта Прохорова до сих пор жива, 3 ноября ей будет 96 лет, во что сложно поверить, глядя на то, как она выглядит. Намного пережила обоих своих мужей - Гарольда Элвина и Фернандо Саварезе. В Италии считается звездой балета.

Признается, что во время жизни на западе скучала по России. Чтобы не забыть язык, за границей покупала и читала книги на русском языке. Время от времени посещает Россию - Москву, Петербург, отмечая, как в лучшую сторону изменились российские столицы, бывшая и нынешняя. Естественно, ее посещения не в последнюю очередь связаны с балетом. До последнего времени она бывала в Большом, Мариинском театре. Среди современных балерин выделяет Светлану Захарову, однако отмечает, что современный танец стал больше похож на гимнастику. Мысль не новая.

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.