Напомним, что после завоевания османами в 1453 году Константинополя, христианская церковь им. Святой Софии была превращена в мечеть Айя-София и была таковой до 1934 года, когда лидер Турции Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение о превращении мечети в музей. Так было до 10 июля 2020года, когда Верховный Суд Турции отменил решение Ататюрка и вернул ей статус мечети. Это решение было сугубо внутренним делом Турции, однако, учитывая первоначальный статус храма послышались возмущенные возгласы из формально христианских стран о недопустимости изменения статуса храма. Нет, никаких официальных протестов со стороны правительств этих стран не было, ибо понятно, что это выглядело бы, как вмешательство во внутренние дела независимой страны. Однако определенный негативный фон в отношении Турции был создан. Вот теперь и возникает вопрос: а нужен ли был этот негатив Турции и ее лидеру Реджепу Эрдогану? Разумеется, нет! Тогда, что подвинуло Турцию принять такое решение? Видимо, есть аргументы, которые перевешивают этот негатив и, в соответствии с которыми Турция приняла такое решение. Я не знаю, какие именно были эти аргументы(речь идет о скрытых аргументах), но могу лишь привести свое частное мнение.
Если сказать коротко, то это решение соответствует меняющемуся политическому, военному и экономическому статусу Турции. Конфуций говорил: «Миром правят не слова и законы, а символы и знаки». Такое решение Турции - есть знак того, что сегодняшнее политическое влияние, экономическая и военная мощь, позволили ей стать региональным лидером. Факт того, что такие супер, в военном отношении, державы, как Россия и США вынуждены идти на компромисс с Турцией при решении региональных конфликтов, лишний раз подчеркивает это. На сегодняшний день приходится признать, что Турция - это единственная страна исламского мира, которая в коей то мере пытается проводить свою относительно независимую политику. Понятно, что в конкурирующим мире, это не может понравится лидирующим странам. Им не нужен конкурент, с интересами которого теперь надо считаться, но тем не менее он появился. Сама Турция прекрасно осознает, какую ношу она на себя взваливает, но другого выхода у нее нет. Дальнейшее ее развитие предполагает занятие места одного из лидеров в исламском мировом проекте. По мере продвижения по этому пути следует ожидать усиление роли ислама в Турции, ибо только на почве ислама можно найти точки соприкосновения с остальными исламскими странами. Турция уже встала на этот путь и обратной дороги уже нет. Усиление Турции означает и усиление противодействия со стороны ее внешних и внутренних врагов. Отнюдь не случайно появились провокационные высказывания греческих политиков в отношении Турции или постоянный негатив со стороны Армении, ибо эти страны видят усиление Турции, за которым последует крушение их мечтаний о возврате «Константинополя» и создании «Великой Армении». Собственно, в военном отношении они не конкуренты Турции, отсюда они и приняли на себя роль, так хорошо описанную в произведении Редьярда Киплинга «Книга джунглей» и показанную в советском мультипликационном фильме «Маугли». Эта роль «шакала», который сам не был ни на что способен, но который постоянно пытался своими наущениями столкнуть со своими врагами тигра «Шерхана». Кого они видят в роли Шерхана, объяснять, по-видимому, никому не надо.
Есть стремление конкурентов Турции подорвать ее и изнутри. Если в начале двадцатого века попытались это сделать с помощью армян, то сейчас пытаются задействовать курдов. Все это видно невооруженным глазом и Турции предстоит тяжелый и трудный путь на пути усиления своего статуса и объединения исламских стран. Мир стоит на развилке путей дальнейшего развития и исламский мир должен занять свое достойное место в этом мире.
Таково первое впечатление от решения Турции по Айя-София.
Желаю братскому турецкому народу процветания. Дай Аллах Турции успехов в деле объединения всего исламского мира. Дай Аллах мусульманам всего мира усиления имана, ибо он есть основа успеха исламского проекта. Аминь.