Команда – это не просто группа сотрудников. Прежде всего ее отличает наличие лидера. Именно лидер направляет деятельность команды. Без лидера невозможно ощутить преимущества команды. Однако самого наличия лидера мало, важен грамотный подход к управлению командой, и не только это. Поговорим о том, что такое настоящий лидер и как проверить его качество.
Лидер – это тот, кто отвечает за работу команды: за правильную постановку задач, распределение полномочий, своевременное выполнение, грамотную организацию взаимодействия между участниками процесса.
Чем отличается настоящий лидер от номинального
Лидер прежде всего создает команду. Это непростая задача, для создания команды недостаточно просто заказать тимбилдинг недорого, в который включить игры для тимбилдинга на сплочение. Коллектив сблизится, но все же все рабочие процессы команды будут завязаны на лидере и ему необходимо объединять коллектив вокруг себя.
Есть мнение, что невозможно взвалить всю ответственность на одного человека, а также будто лидер отвечает только за одно – за организацию. Подобрать тимбилдинг по цене или по рекомендациям, выбрать тимбилдинг, стоимость которого покажется достаточно высокой, чтобы гарантировать высокое качество, - это можно назвать организацией командообразования. Но не в этом роль лидера. Это задача совершенно других специалистов в компании.
Для лидера организовать – как раз не главное. Настоящий лидер ведет свою команду. Идет первым, освещая ей путь. Настоящий лидер всегда первопроходец, который берет на себя ответственность.
Критерии оценки работы лидера
Чтобы не уйти от ответа общими фразами, рассмотрим, по каким четким критериям можно оценить работу лидера и понять, является ли тот или иной руководитель настоящим лидером, или его лидерство только формальность.
- Если лидер на своем месте, люди в команде связаны между собой, отделы в компании тоже взаимосвязаны.
- Лидер только на бумаге, если он не умеет принимать чужую точку зрения, не способен принять позицию членов команды.
- Лидера можно считать эффективным, если он берет на себя инициативу в кризисных ситуациях.
- Лидера можно назвать номинальным, если в условиях кризиса характер его управления не меняется и он не берет на себя дополнительную ответственность. Настоящий лидер владеет навыками антикризисного управления.
- Лидер эффективен, если каждый член команды понимает свои задачи, а у команды есть цель.
- Лидер всего лишь номинальный, если он неспособен признавать свои ошибки и оценивать свою роль в случае неудач команды.
- Лидер способен оценивать работу команды и по результатам оценки корректирует ее курс.
- Номинальный лидер не вовлечен в процессы работы команды и недостаточно коммуницирует со своей командой.
- Лидер обеспечивает обучением как всю группу, так и каждого участника, сам посещает тренинги по бизнесу, тайм-менеджменту, управлению, интересуется соответствующей литературой.
- Номинальный лидер неспособен рассчитать сроки, необходимые для выполнения задач, пренебрегает тайм-менеджментом.
- Лидер лично участвует в командной работе.
- Номинальный лидер мало понимает реальную ситуацию, поэтому необъективен. Принимает решения на основании своего субъективного суждения о происходящем.
- Лидер регулярно собирает коллектив, обсуждает приоритетные задачи, анализирует проделанное.
- Номинальный лидер не доверяет участникам и решает все сам.
- Лидер принимает совместные решения, стремясь к цели команды.
- Номинальный лидер склонен некорректно распределять полномочия, вплоть до риска остановки развития команды.
- Лидер подает личный пример, остается верным и вдохновляет членов команды.
- Номинальный лидер уклоняется от ответственности. Склонен перекладывать ответственность на отдельных членов команды.
- Лидер готов меняться. Он может приспособиться к изменениям для достижения цели.
- Номинальный лидер преуменьшает результаты командной работы и не поощряет членов команды.
Как видим, даже самый качественный тимбилдинг, тренинги по управлению или другие трендовые мероприятия не настроят командную работу, если лидер не будет выполнять свою роль. Но и это еще не все признаки. Важен еще командный дух.
Командный дух
Отвечая на вопросы выше, можно определить, владеет ли лидер командным стилем работы. Это необходимо для решения сложных задач. Но есть то, ради чего действительно стоит организовывать тимбилдинги, и то, что объясняет, почему у некоторых провайдеров на тимбилдинг цены в Москве довольно высокие, даже если это не тимбилдинг для большой компании. Все дело в командном духе. Лидера среди всех участников можно выявить в ходе любого тимбилдинга, но сформировать командный дух не так просто – на это способно только мероприятие высокого качества.
Для сплочения коллектива принято использовать иностранное слово тимбилдинг, но в нашей стране много примеров, которые еще помнят наши бабушки, где люди могли ощущать то самое пресловутое «чувство локтя», которое формировало командный дух. Демонстрации, субботники, общественные работы – все это способствовало формированию настоящей команды. Что было в те времена основным стержнем командной работы? Привлекательный образ будущего. Принцип остался тот же. Именно цель, к которой все стремятся, лучший мотиватор и лучший способ сформировать командный дух, объединив участников вокруг яркой идеи.
Яркий и мотивирующий образ будущего так же эффективно будет работать в современном бизнесе. Команда – это поддержка друг друга, взаимовыручка, внимательность друг к другу.
Представьте ситуацию. В ресторане официантка по какой-то причине не успевает своевременно принести заказ – ее тут же поддерживает более свободный участник процесса.
Это естественно, если работает команда. Внутри команды решаются все недочеты, чтобы у клиента сложилось самое лучшее впечатление о заведении. Даже если сложится ситуация, что кроме шеф-повара некому подать заказ, он это сделает. Пусть у заказчика сложится впечатление, что весь ресторан работал только на него. Команда от этого только крепче.
Как определить, есть ли в команде командный дух? Представьте другую картинку. В коллективе царит скепсис, любая инициатива встречает насмешки, любой просчет – предмет любопытства и повод для глумления, при этом задачи не выполняются. В такой формальной команде отсутствует командный дух. Чаще всего подобное происходит при номинальном лидере.
Чтобы ситуация не зашла слишком далеко, необходимо периодически диагностировать атмосферу в команде и своевременно реагировать. Командный дух невозможно измерить или увидеть, поэтому в него не все верят. Многие считают что-то подобное обычной иллюзией и предпочитают организовать корпоративную культуру на основе набора штампов. Лозунг «Мы – одна команда» может звучать фальшиво, а все провалы команды могут списываться на отдельных сотрудников, которых спешат заменить новыми.
Важно, кстати, знать, что огромная компания не может быть одной командой, команда – это небольшой круг людей. Из команд состоит корпорация.
Как долго формируется командный дух
В крупных компаниях культура приживается в течение нескольких лет, командный дух формируется через два-три года. В мелких компаниях сплочение можно заметить уже через полгода.
Командный дух – то, чему стоит отдать усилия, это один из самых важных нематериальных активов компании. Его формирование – «тонкая материя», поэтому многие сдались и разочаровались.
Но дело в том, что на формирование командного духа нужно время, к тому же это не сиюминутное спасение, а инструмент долговременной мотивации. Дивиденды получают только те, кто сделал инвестицию.
Когда и кем нужно строить команду?
Мы часто слышим об услугах по командообразованию. Что это значит и можно ли доверить это дело специалисту извне? Не совсем. Есть тренинги, где можно научить определенным механизмам, существует много деловых игр на командообразование, которые помогут достичь цели, но только лидер сам способен собрать команду, которая ему поверит.
Для создания и укрепления команды необходима серьезная работа с сотрудниками и работа самих сотрудников. Это больше, чем совместное времяпровождение на природе, веселые конкурсы или деловая игра. Это изменение взаимосвязей между людьми и группами людей.
Помощь извне должна производиться с учетом текущей ситуации и приспосабливаться под конкретную команду, а не быть стандартной для всех клиентов. Нам же не прописывают одно и то же универсальное лекарство от всех болезней.
Никто не построит вашу команду вместо вас самих. Командообразование – прямая задача руководителя.
Резюмируем. Команда нуждается в общей цели и едином привлекательном образе будущего, который все участники разделяют и в который верят. Если получится сформировать такую основу, можно надеяться на эффективное взаимодействие между сотрудниками.