Найти тему
Твой Информ

Как мы поджигали занавес

Надо срочно проверить, точно ли бархат не горит! А то мало ли что говорят… В общем, мы решились на отважный шаг. Взяли лоскутки от старого занавеса и от нового бархата и пошли во двор их поджигать. В роли «поджигателя» — директор театра Саян Монгуш.
Надо срочно проверить, точно ли бархат не горит! А то мало ли что говорят… В общем, мы решились на отважный шаг. Взяли лоскутки от старого занавеса и от нового бархата и пошли во двор их поджигать. В роли «поджигателя» — директор театра Саян Монгуш.

Для зрителей Театр кукол сейчас, конечно, не работает. Но ведь какая-то работа все равно есть. Приходит оборудование, работают художники, готовят новые спектакли режиссеры.

Талант

Таланты бывают всякие – музыкальные, артистические, художественные. Все они в театре есть. Но у администрации театра есть свой талант – административный. Они умеют работать с грантами. Надо найти предложение, грамотно обосновать свое желание, получить грант, сделать все, что по нему полагается, подробнейшим образом отчитаться. И тогда есть шанс, что можно будет получить следующий грант.

Сначала получили полтора миллиона на постановку спектакля, потом три, потом восемь… Те, кто распоряжается грантами, следят тоже очень тщательно. И если деньги потрачены с умом, то готовы дать еще – на развитие.

В общем, Театр кукол смог получить достаточно много разного оборудования: накладной театральный круг, который вращается благодаря специальному мотору (вручную крутить его не удастся); специальную машину, которая выпускает клубы тяжелого дыма (создает удивительные эффекты); негорючий бархат для занавеса и других декораций – специально предусмотренный для зрительных залов, в которых находятся дети.

Еще на одну федеральную субсидию приобрели «ГАЗель NEXT». Это для гастролей. Можно ездить по Кызылу, по другим городам и селам республики. А можно и за Саяны! Гастроли бывают всякие.

«Поджигатель»

Конечно, надо срочно проверить, точно ли бархат не горит! А то мало ли что говорят… В общем, мы решились на отважный шаг. Взяли лоскутки от старого занавеса и от нового бархата и пошли во двор их поджигать. В роли «поджигателя» — директор театра Саян Монгуш.

Бархат действительно не горел. Он долго раздумывал, потом начал оплавляться. В идеале рано или поздно плюхнется небольшой каплей. Но это если будет постоянный огонь. Если огонь погаснет, из-за того, что гореть, собственно, и нечему, занавес останется только слегка оплавленным.

Тот занавес, который уже был в театре, гореть тоже отказался. Он тоже вроде как плавился. Но оказалось, это из-за того, что был пропитан специальным средством. И эту пропитку надо регулярно возобновлять.

Делаем вывод: дети и раньше в театре были в безопасности, и дальше будут в безопасности. Только теперь это будет уже дешевле и «на постоянной основе».

Театр может получать разные субсидии и гранты: на постановку спектаклей, на оборудование. Но у него нет самого главного – своей сцены, своего здания. Такое на гранты не построишь. Вы скажете – вот ведь, есть здание! Мы туда ходили! Но нет, это – аренда. Владелец дома, где сейчас размещается театр кукол, – Национальный театр. В нем же – художественные мастерские Национального театра. Если вдруг понадобится делать больше декораций, то кукольников вполне могут попросить оттуда уйти. И они окажутся на улице, как бродячие артисты. В новых планах развития Тувы Театр кукол не заложен.

«Степной ноктюрн»

Конечно, артисты не унывают – просто некогда, у них много работы. Хотя постоянная жизнь «в аренде» напрягает, но ставить спектакли надо.

Когда улучшится эпидемиологическая обстановка, приедет знаменитый режиссер Евгений Ибрагимов. Спектакль, который он будет ставить, называется «Ноктюрн». Но это – рабочее название, как будет называться на самом деле, мы пока не знаем. Да и о чем будет сам спектакль, пока не говорят, известно только, что это будет «спектакль в юрте».

 «Солнечный режиссер»  Ибрагимовв - главный режиссер Красноярского театра кукол.
«Солнечный режиссер» Ибрагимовв - главный режиссер Красноярского театра кукол.

«Солнечный режиссер», как еще называют Ибрагимова, родился в 1967 году в Черкесске. Сначала (с 1988 по 1993) работал актером в Карачаево-Черкесском русском драматическом театре. А в 1998 году окончил факультет театра кукол СПбГАТИ, и началась его действительно звездная жизнь. Начинал в Хакасии – главный режиссер Хакасского театра кукол «Сказка».

В 2006-2010 — главный режиссер Эстонского кукольного и молодежного театра в Таллинне. В 2010−2012 - главный режиссер Театра кукол в Ческе-Буудеевице в Чехии. Работал в Праге, в кукольном театре «Под счастливой звездой». Евгений Ибрагимов сотрудничает с российскими и зарубежными театрами в качестве приглашенного режиссера. Ставил спектакли в театрах России, Чехии, Польши, Франции и Турции.

В 2019 году вернулся в Сибирь – теперь он главный режиссер Красноярского театра кукол. Что очень для нас удобно – недалеко ехать.

Самые престижные премии он собирает гроздьями, у него по крайней мере четыре таких награды. Побед в конкурсах и фестивалях разного уровня – немерено. Последнее достижение – 2018 год, лауреат премии Станиславского.

В интервью журналу «Горец» он сказал: «Мне в свое время посчастливилось: меня, маленького мальчика, отец часто брал с собой на наши народные черкесские игрища. На свадьбы, торжественные проводы парней в армию, другие праздники… Скачки, танцы, спортивные игры, состязания поэтов – все это были их обязательные составляющие. И одной из форм таких праздничных игрищ как раз и был архаический народный театр…»

И, как говорят, он учит людей самому важному, чему научился сам в черкесском детстве – тому, что провинция в головах, а не в географии.

«Свеча»

О другом спектакле, который называется «Свеча» и который ставит Светлана Ондар, пока тоже не говорят. Но разрешили посмотреть декорации. Этого было достаточно, чтобы понять все. Спектакль – по рассказу Константина Симонова «Свеча».

Я помню, как плакала, читая его. Сейчас перечитала, и опять трудно удержаться от слез. Действие происходит на окраине Белграда, в 1944 году. Маленький круглый сквер был еще занят фашистами. В нем не было ни одного целого дерева, но были несколько сгоревших танков и бронемашин, наших и немецких.

Декорации сделаны потрясающие. Действительно маленький европейский сквер, фонтан с ангелом, фонарь, изящная кованая ограда, уже переломанная и перекрученная. Танк будет ползти, и его реально «подобьют». Есть специальная техника, которая будет имитировать взрывы в сквере. Фонарик по-настоящему горит.

-3

По сюжету, в ходе боя погибает один красноармеец. А под развалинами, в подвале, жила старуха Мария Джокич. Она сначала хотела предупредить красноармейцев, чтобы они ползли к подвалу, там, как ей казалось, безопасно. Но разрыв мины отбросил ее от окна, осколками кирпичей убило кошку – единственное близкое ей существо. А когда она встала, увидела лежащего солдата. Мария подползла, думала, что еще можно помочь. Но уже ничего нельзя было сделать. И тогда немощная старуха хоронит русского солдата. Изо всех сил она нагребает землю, чтобы получился могильный холм. А потом берет свое единственное достояние – венчальные свечи – все что осталось от ее мирной жизни. Сорок пять лет Мария хранила их со дня свадьбы. Она устанавливает свечу на могиле и зажигает ее.

-4

Может, не все дети сразу поймут это. Но они запомнят символ, запомнят, как «на могильном холме, среди черной от пороха земли, изуродованного железа и мертвого дерева, горело последнее вдовье достояние — венчальная свеча, поставленная югославской матерью на могиле русского сына. И огонь ее не гас и казался вечным, как вечны материнские слезы и сыновнее мужество».

Ну вот, такой спектакль приготовил Театр кукол к Дню Победы. Только пока не смог его показать. Этот спектакль будет показан позже, уже в следующем театральном сезоне.

И. Качан