Можно не быть экспертом в творчестве Климта, но с одной картиной точно не прогадаете и наверняка узнаете - «Поцелуй». В чем секрет ее успеха?
Сюжет
На краю отвесной скалы стоят, обнявшись, мужчина и женщина. Его лица мы не видим, а по женскому легко считывается общее эмоциональное состояние пары. Собственно, здесь нет отдельных тел — есть именно пара, которая благодаря силе чувств, страсти стала монолитом. И нет здесь людей как таковых — есть их экстаз.
Контекст
Впервые публика увидела «Поцелуй» в 1908 году. Галерея Бельведер оказалась расторопнее всех: предложила художнику феноменально огромную по тем временам сумму (25 тыс. крон при максимальной цене за картину до этого в 500 крон) и получила «Поцелуй».
Исследователи теряются в догадках, кто были моделями художника. Что до мужчины, то есть версия, что Климт изобразил себя.
Женщина — скорее, собирательный образ. В ее облике есть сходство с чертами и Эмилии Флёге, и Адели Блох-Бауэр, и многих натурщиц. Творческая энергия Климта всегда была сосредоточена на женщинах.
Этим полотном Климт закрыл свой золотой период. Картина стала поцелуем общественному вкусу. Менялись настроения, модерн уступал экспрессионизму, и о картине (на фоне наступавшей к тому же войны) как-то запамятовали — пришли новые образы. Вспомнили о полотне во времена освобождения любви и раскрепощения чувственности.
Судьба художника
И сам Густав, и его братья учились живописи и ремеслу у отца — чем богаты, тем и рады. Молодой Климт, в отличие от ровесников-художников, не бунтовал, не требовал сбросить представителей академической живописи с парохода современности. Вовсе нет. Вместе с братьями они следовали правилам академизма и в награду получали заказы: здание театра оформить, в музее подсобить.
В конце XIX века Климт заинтересовался современным искусством. Он вдруг проникся уважением к художникам, которые искали новые средства для воплощения образов. Климт стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона, который устраивал выставки молодых художников, пишущих в необычном стиле.
Консервативный зритель впервые поднял голос на Климта в начале XX века. Художник начал не смущаясь использовать откровенные эротические аллегории: писал классические сюжеты и образы, не скупясь на обнаженку.
Последние годы жизни художнику было не до вычурной декоративности. Напитки покрепче, краски попроще. Еще и война приближалась.