Найти в Дзене
Русская жизнь

Материалы по конференции о выставке иллюстраций в Музее-квартире А.Н.Толстого

Оглавление

Александр СИЛАЕВ

1 июня 2020 г. прошла видео-конференция, организованная музеем-квартирой А.Н. Толстого совместно с Юрием Нечипоренко и посвященная Дню защиты детей.

Конференция была приурочена к выставке «Смеяться и свистеть», которая проходила в музее в режиме онлайн.

В конференции приняло участие около 25 человек, среди них были писатели, иллюстраторы, библиотекари и сотрудники музея-квартиры А.Н. Толстого.

Лев Яковлев, поэт и драматург, руководитель редакционно-издательского центра «Чёрная курица» выступил с программной речью, он вспомнил о том, как делал альманах «Кукареку» в 1990 году:

«Авторская детская литература притягивает и авторских художников. Авторская — значит чрезвычайно индивидуальная, личностная, не похожая на средний пусть даже доброкачественный уровень. Ну я когда-то об этом писал в большой статье в "Книжном обозрении". Статья так и называлась "Детская авторская проза. Бесшумный взрыв».

Такие художники пришли в "Черную курицу" в девяностых, отчасти сами, отчасти их привел Юрий Нечипоренко, отчасти я нашел в Полиграфе и где мог. Им нравилось не иллюстрировать, а создавать "параллельные" миры.

Благо эти миры были яркими.

У меня все это вызывало восторг. Если художники такие, то и мы, значит, не хуже. Художники доказывали, что мы тоже кое-чего стоим. Именно поэтому в "Кукареку" напечатаны не только Буркин, Гукова, Бондаренко, Ершов и Захаров, но и Шагал и Кандинский. Не только Друк, Орлова, Бородицкая, Григорьева и Торопцев, но и Кушак, и Сеф, и Заходер и Берестов (книги рядом нет, могу и ошибиться). Мы не боялись заявить очень громко — мы новые и талантливые! Только этого не признавали издательства. Вот "Слово" признало, потом "Белый город", "Пионер" признал... Но это другая тема. Что касается читателей-детей, то они знакомились, иногда впервые, с настоящим авангардным (слово, конечно, неточное) искусством. Это были первые впечатления о другом, не "реалистическом" (тоже не точное слово) искусстве. Можно и так, очень странно, рисовать. И это "странное" рисование очень интересное! Оно пробуждает в душе фантазию и мечты. А может, и талант.

Александр Захаров, художник (он руководил творческим объединением «Центр» в конце 90-х годов), поддержал Льва Яковлева и заметил, что те художники и писатели, которые делали новое искусство тогда, не были институализированы и пробивали себе дорогу вместе с писателями и поэтами.

Юрий Нечипоренко заметил, что после отъезда Александра Захарова в Нью-Йорк в 90-е годы, где он получил премию за лучшую иллюстрацию года, связь между писателями и художниками не прервалась, и так же они до сих пор реализуют совместные проекты.

Татьяна Рудишина, главный библиотекарь (Гайдаровка) сказала:

Писателю Юрию Нечипоренко очень повезло с художниками. Точнее, сам Юрий человек разносторонний, не чуждый изобразительному искусству, часто сам выбирал художника. И тот становился полнокровным соавтором книги. Так было с Евгением Подколзиным. А теперь уже студенты Евгения работают с текстами писателя. Любопытно, как художники разных поколений работают с одним текстом. Предлагаю в нашем выставочном зале "Вернисаж в Ружейном" организовать выставку разных иллюстраторов к произведениям Юрия Дмитриевича.

Саша Ивойлова, иллюстрация которой к рассказу «Дерево детства» вызвала большой интерес, сказала о том, что в каждом человеке есть своё дерево детства:

«Будь то верба, липа, каштан, баньян или сосна. По веткам этого дерева мы в итоге карабкаемся всю свою жизнь, и иногда вдруг удаётся найти какое-то дупло, нырнуть в него и открыть для себя новое направление в жизни. Это я поняла, когда взялась за попытку проиллюстрировать этот рассказ, сделала много разных стилизованных версий, прежде чем проассоциировала это дерево со своим подобным. У меня это была огромная старая черешня, а мой внук явно облюбовал для этой цели старую иву».

В дискуссии выступили Юрий Нечипоренко, Алексей Капнинский, Сергей Любаев, речь шла о профессионализме и разных путях вхождения в мастерство художника-иллюстратора.

Когда речь пошла об авангарде и новациях, Юрий Нечипоренко заметил, что существует такая версия принятия новаций в Средние века: в традиции ремесленников и мастеровых было принято все делать одинаково, по шаблону и те люди, которые выходили за рамки шаблона, назывались «портачи» — и до сих пор есть слово «напортачить». Так вот, те, кто звались портачами, потом становились законодателями мод — когда их методы и приемы принимал весь цех.

Евгений Подколзин заявил, что искусство иллюстрации — это искусство во-многом драматургическое. Этим оно отличается от других видов изобразительного искусства. В книге существует важная составляющая — развитие повествовании во времени. Поэтому работа иллюстратора-это поиск важных смысловых узлов: завязка, кульминация, развязка. Временная композиция практически совпадает с композицией театрального спектакля или кинофильма. Нарастание напряжения, паузы — это элементы из которых строится КНИГА.

Поскольку КНИГА — это синтетический объект, то и авторская идея художника часто представляет собой контрапункт авторскому (писательскому) тексту. И значит, книга может стать совершенно новым ТЕКСТОМ.

Такие режиссёрские решения могут осуществляться чисто графическими способами, но и важны, конечно, и методология и приёмы режиссуры спектакля или кино: монтаж, темпоритм и конечно МИЗАНСЦЕНА.

Сейчас в мире кажется нарисовано почти всё. Молодой художник так или иначе будет похож на кого-то или на что-то. И вот именно драматургическая концепция изобразительной истории позволяет иллюстратору находить реальные новаторские решения.

Катя Голованова — участница выставки со своими иллюстрациями к книге Алексея Виноградова и Юрия Нечипоренко «Огонь с Божедомки» отметила: «работа над книгой о Достоевском очень была важна для меня.

Важна не только возможность сделать свою книгу о писателе, но и подумать о детстве Достоевского и о детстве вообще... о ребенке, который сталкивается с миром, узнаёт его печальные и радостные стороны, о сострадании, взрослении и выборе дороги в будущее».

На онлайн-выставке иллюстраций к книгам Юрия Нечипоренко в музее-квартире А.Н. Толстого была представлены работы многих художников, в ней участвовали Евгений Подколзин, Екатерина Голованова, Ксения Шаоршадзе, Голя Монголин, Любовь Пудеева, Алексей Капнинский, Валерия Сизёнова, Татьяна Неволина, Ольга Золотухина, Елена Кузнецова, Соня Мягина, Ольга Чернышёва, Ольга Стацевич, Марат Ким, Александр Захаров, Саша Николаенко, Далия Атабани, Вадим Иванюк и др.

Ведущей от музея-квартиры А.Н. Толстого была сотрудник музея Софья Дурова. Она решила выставить в День защиты детей рисунки дочки писателя — Софии Нечипуренко к сказкам отца.

Во время конференции:

  • Ольга Золотухина сделала комиксы об участниках конференции, на следующий день выложенные на сайте музея. С ними можно также ознакомиться на страничке музея в Фейсбуке;
  • велась фото и видеосъёмка конференции (фото — Александр Силаев; видео — Софья Дурова);
  • можно было ознакомиться с альбомами конференции по ссылкам.

Несколько участников конференции поделились своими впечатлениями

1) Александр Захаров отметил в дискуссии и после неё:

  • что участники конференции выражали свою благодарность Юрию Дмитриевичу Нечипоренко за возможность поработать с ним;
  • художники — странные люди, и у них странные мысли;
  • писатель описывает свою собственную реальность и его зрительные образы основываются на его личном опыте, а художник иллюстратор отталкиваясь от текста, предлагает свою личную визуальную интерпретацию;
  • художник всегда исходит из своего субъективного зрительного опыта;
  • поговорили об альманахе «Кукареку» (ныне — библиографическая редкость), в котором публиковались многие нынешние звёзды;
  • русские иллюстраторы — довольно консервативные люди и живут в XIX/ХХ в.в.;
  • книги постепенно становятся сегодня не источником информации, а неким загадочным предметом, не похожим на распространённые носители, для современного ребёнка это уже дилемма, в плане выбора между книгой и экраном;
  • большинство русских художников-иллюстраторов живёт в герметичном мире визуальной архаики, традиционном и гармоничном;
  • мне было очень интересно и полезно пообщаться с современными иллюстраторами…

2) Ольга Золотухина, сказала, что:

  • конференция прошла интересно и радостно;
  • посетовала, что не рисует сказки («все рисуют сказки, а у меня трудная тема, и сложно нарисовать такие темы как микробиология и мозги»).

Еще она показывала изображения котов с удалённым центром голода и центром насыщения (из новой книги «Ключи от головы», которая готовится к изданию в Арт-Волхонке (см. здесь).

Конференция прошла в тёплой, дружеской обстановке. Катя Голованова так охарактеризовала её:

«Очень интересно было посмотреть работы участников выставки, услышать Любу Пудееву, очень люблю ее картинки. После конференции я отметила для себя новые имена. Особенно понравились картинки маленькой Сони. Хочется поблагодарить за приглашение на выставку и конференцию".

А вот какой отзыв прислала художница Ольга Чернышова из Одессы:

Для меня конференция Юрия Нечипоренко — лучшее, чем мне запомнился карантин.
Я систематически спрашиваю себя: к чему иду, на чем сконцентрироваться, что отбросить. Сегодня всё так стремительно меняется, и для меня важно осознавать, что род моей деятельности — важный, настоящий. Что я на своём месте.
Потому я с огромной радостью и благодарностью слушала людей, которые определенно на своём месте. Это люди, у которых есть чему поучиться, люди вдохновляющие. Все разные, но объединенные большой общей любовью к Книге.
Для меня знакомство с человеком, преданным своему делу — это всегда подарок.
А тут — сразу столько лиц, и каждое — как книга.

В беседе Юрия Дмитриевича с художниками и критиками, близкие мне ранее мысли приобрели чёткую формулировку и задали для меня вектор и стимул.

И главное — это атмосфера конференции, которую официальный термин "конференция" совершенно не характеризует. В новом обществе я всегда ощущаю скованность, но обстановка беседы с первых минут была такой мягкой и открытой, что я даже не успела смутиться. Это, безусловно, еще один талант Юрия Дмитриевича: будучи удивительным человеком, собирать вокруг себя замечательных и уникальных людей.

Во время беседы пришло ощущение, которое у меня сохранилось и запечатлелось. Ощущение неуловимое. По ассоциациям — это особое чувство, объединяющее людей, собравшихся под звездным небом у костра. Моё любимое.

Галерея рисунков

(используйте стрелочки влево-вправо)

Участники конференции от Ольги Золотухиной. Шаржи