Найти тему

Родина

Поезд вез Сергея из Москвы на малую родину, и после столицы с ее небоскребами и широкими шоссе, под перестук колес мимо стали проплывать маленькие городки и поселки, облик которых не изменился за последние тридцать лет - на улицах старенькие машины, редкие прохожие одеты очень просто, на окраинах новые домики с яркими крышами соседствуют с покосившимися заброшенными домишками.

- Это - Россия, - указывая на полуразвалившийся домик с заколоченными окнами, иронично произнесла попутчица – брюнетка лет двадцати пяти, в модных джинсах под клеш, с айфоном последней модели. – Как здесь жить? Уеду в Европу или Америку, где нормальная жизнь.
- А мне нравится родина. Был в США три раза, и вернулся,- произнес Сергей, и отложил в сторону книгу.
- А почему вернулись? Расскажите, - попутчица отвела взгляд от айфона и с интересом взглянула на мужчину.
- История эта долгая... Ну хорошо!
Этот был третий мой приезд в Соединенные Штаты. И он должен был, как ракета, запустить мою карьеру ввысь.
Первый раз, почти двадцать лет назад, я выиграл грант на год учебы в американском университете.

- Где учились?

- Университет Дюка, Северная Каролина. Почти тропики, зимой нет снега, элитный университет, высокая стипендия. Вернулся в Россию с новыми знаниями, и закрутилось – приглашение на работу в Москву, восторг от столицы, встречи с интересными людьми, еще одна работа, в иностранной компании, и – очередная удача – вторая поездка в США и еще два года учебы в уютном, словно игрушечном городке. С дипломом магистра, напоминающим огромную почетную грамоту, я вновь в России, московская жизнь накатила волной, вынесла вверх, в офис большой компании, прибила ко мне милую блондиночку жену, волна схлынула, унеся жену от меня назад, в океан жизни, а затем на меня хлынул ливень экономического кризиса.

- Видите, в России все непредсказуемо, трудно заработать. А говорите, что здесь лучше, чем на Западе, - девушка скептически сощурилась.

- Увидите. Грустно наблюдая, как рубль «худеет», а моя зарплата тает, я вспоминал, как увлекательно было учиться в США, стипендии хватало на скромную жизнь, а по возвращению всегда выпадает новая, лучшая работа, я стал готовиться к путешествию в Штаты.
Меня приняли в докторантуру! В тот же самый университет, где уже учился два года на магистра! Буду жить в любимом городке и заниматься политическими науками в старинном здании, стилизованном под готику.

В этот приезд, когда ехал ночью на автобусе из Нью-Йорка в Питтсбург, меня не покидало жутковатое ощущение от обступающих автобус черных скал, а утром, по приезду в Питтсбург, водитель автобуса в мой университетский городок отказывался везти меня из-за того, что я вез лишнюю сумку. – Я приехал из другой страны на учебу, мне, кроме как с вами, никак не добраться до городка, пожалуйста, довезите меня! - взмолился я. Со злым лицом, он позволил мне доехать, и все два часа пути, я сидел как на иголках.

- Нет, на Западе люди дружелюбные, за редким исключением, - возразила попутчица.

- Многие говорят, что раньше люди были добрее, например, в 70-е. А для меня, как все изменилось за десять лет! Цены на аренду квартир и коммуналку резко выросли, люди стали какими-то более замкнутыми, или я постарел и стал не так интересен окружающим. Я знал, что иностранцу трудно найти в Штатах круг общения, и надеялся жить учебой, а ее в докторантуре так много, что порой неделю даже некогда прогуляться или сходить в спортзал. Готовился к занятиям, делал домашние задания ночи напролет, утром, почти не поспав, шел на семинар.
Не всегда усилия дают результат. В докторантуре был упор на статистику как метод научных исследований, а мне, с моим гуманитарным образованием, этот предмет давался тяжело. Как назло, и преподаватель меня невзлюбил. Сдам домашнее задание – он ставит ноль баллов из ста, потому что, увлекшись решением задач, я забыл прикрепить к файлу таблицу. Сдам другое задание, которое делал всю ночь – опять оценка «ноль». Занимался с репетитором, чтобы понять предмет, старался угодить всем требованиям, но получил оценку «си», то есть, три, за первый семестр. В итоге, в марте директор докторантуры сообщил мне официальным письмом, что со следующего учебного года меня лишают стипендии. И это в США, очень дорогой для жизни стране!
Я ходил по полутемным пустынным улицам из университета в свой съемный домик, один, без друзей, рушилась моя мечта о степени доктора и карьере в политологии.

- И как вы справились?

- Мне помогла... Память о России и моментах счастья в ней.
Мысленно стал переноситься в прошлое, вспоминать добрые, светлые моменты – и все горести исчезали, а мир вновь казался таким бесконечным и загадочным.


Мне лет пять, лежу в больнице с воспалением легких. Меня навещает бабушка, приносит гостинец – пирожки и шаньги, которые она испекла, с картошкой, творогом. Дарит и игрушки – белые пластиковые фигурки животных и птиц – коров, коз, куриц и гусей, и пластмассовый заборчик, чтобы можно было построить игрушечную ферму. Сколько сейчас гаджетов и разных устройств, но никакой подарок в жизни не был для меня милее тех игрушек. Бабушка смотрит на меня добрыми глазами и ласково улыбается.


Я в детском садике. Воспитательница разучивает с нами песню. «Шел отряд по берегу, шел издалека. Шел под красным знаменем командир полка». Охватывало чувство гордости за героя песни, который героически боролся «за новый мир».


Нас воспитывали, чтобы мы были героями. Так мне ли паниковать из-за проблем с учебой?, думал я и улыбался, шагая домой с занятий.


В субботу утром я шел по американскому городку к банкомату, чтобы снять наличные и заплатить за квартиру, и вспоминал, как в далеком детстве, в беседке во дворе ребята, подростки лет 12-14-ти, которые мне, детсадовцу, казались такими взрослыми, девятого мая пели под гитару для ветеранов песню «этот день победы». Среди слушателей был мой дедушка, в праздничном костюме, грудь в медалях, на лице – добрая улыбка. Каждый год он так ждал этого дня… Дедушки и бабушки давно нет, а я вспоминаю их с такой признательностью.

В маленьком американском городе улицы большей частью пусты, лишь машины проносятся мимо одинокого пешехода, незадачливого русского. Вот около продуктового магазина остановилась машина с открытым верхом, два парня, переполненные самоуверенностью, загружают упаковки пива, с ними две девушки, в ярких красных свитерах, в мини-юбках, они словно демонстрируют тебе – вот, мы весело живем, а ты ходи здесь один, чужак, и ничего тебе не светит. И это на фоне великолепной природы, огромных, в три обхвата, деревьев, изумрудно-зеленых лужаек, усыпанных пурпурными цветами, неба, играющего всеми оттенками багряного и оранжевого на закате!

В конце учебного года, взял и уехал в Россию. Здесь я иду по маленькому городку, где провел детство, и чувствую, что это - мое: дворы, где малышом играл с друзьями, старенький кинотеатр, в котором впервые посмотрел многие фильмы, вокзал, с которого с надеждой на новую жизнь, на то, что найду свое счастье и любовь, уезжал в большой город учиться. Да, я отступил, но отступить – это не всегда проиграть. И что такое счастье? Борьба за успех в сложной среде конкурентной гонки или жизнь там, где тебе улыбается небо, и каждый кирпичик помнит тебя ребенком?

Я займусь бизнесом, направлю всю энергию, силы не на учебу, чем занимался всю жизнь, а на зарабатывание денег, и сделаю с помощью этих денег что-то хорошее – буду растить своих детей нормальными людьми и, если получится, помогать самым беспомощным – детям-сиротам, учить их выжить и найти себя в этом жестком мире.

Попутчица помолчала, и задумчиво произнесла:
- А моя бабушка жива. Я давно не звонила ей, а зря.

Андрей Нестеров