В 70-80-х годах Британское Адмиралтейство стояло перед серьезной проблемой,которую не знало как решать. Воспрянувшая после седанского разгрома Франция создала второй,после британского, военный флот в мире,к середине 80-х по числу броненосцев Третья республика почти догнала "владычицу морей".
Но не это беспокоило лордов.Развитие морской торговли империи,резкий рост ее масштабов ,особенно с Индией и Китаем,рост населения метрополии,банально зависящей от завоза продовольствия и при этом успешный опыт крейсера "Алабама" в период американской гражданской войны 1861-1965 годов,создали для враждебных Британии стран удачную возможность создать островной империи реальную угрозу. А врагов у англичан было достаточно.
Русские удачно надавили на больную мозоль "англичанки" в 1863 году демонстрацией двух крейсерских эскадр у берегов США. Через 12 лет в состав Российского Императорского флота вступил первый броненосный крейсер "Генерал-Адмирал". За ним последовало еще несколько довольно удачных крейсеров. Вскоре французы создали свой тип крейсера-истребителя торговли. К океанам стали присматриваться и доселе континентальные немцы-им тоже хотелось колоний.
Британцы пытались парировать угрозу-но первые броненосные и малые бронепалубные крейсера не были идеальны,а главное-их было очень мало-с учетом того-что ловить в Мировом океане одиночные рейдеры-без спутников ,локаторов и радиосвязи-удовольствие ,сравнимое с поисками иголки в сотне стогов сена. Количество кораблей,способных догнать,а догнав,попытаться уничтожить русский или французский рейдер ,было ничтожным. А над империей,раскинувшейся на четыре континента,никогда не заходило солнце.
Поэтому британцы настойчиво пытались создать корабли,которые бы смогли защитить их растянутые и уязвимые коммуникации.Методом проб и ошибок,шараханий из одной крайности в другую ,они искали тип крейсера,способный противостоять рейдерам.
Симметричный ответ в виде первых британских броненосных крейсеров-от "Шеннона" до "Имперьюза" оказался неудачным,затем британцы перешли к постройке бронепалубных крейсеров. В 1880 году были заказаны 4 хорошо вооруженных и быстроходных крейсера типа "Лиэндер",за ними последовало еще 4 типа "Мерсей".Но эти корабли больше отражали точку зрения Совета Адмиралтейства,чем главного строителя флота сэра Барнаби.
Логика развития "защитников торговли" потребовала возвращения крейсерам броневого пояса,на чем настаивал Барнаби.
2 декабря 1884 года секретарь Адмиралтейства заявил: «Настоящий Совет выступает за планомерную постройку кораблей, предназначенных для эффективной защиты торговли. Предыдущим Советом Адмиралтейства была инициирована постройка лучших кораблей этого класса, бронепалубных крейсеров типа Leander. Мы продолжили развитие этой линии военного флота, заказав постройку крейсеров типа Mersey. Теперь перед нами стоит задача улучшения этих крейсеров и продолжения прогрессивного движение в заданном направлении. Для этого мы создаем новый тип крейсеров на базе Mersey, но имеющим бронированный пояс вместо бронепалубы. Я думаю, что сэр Эдвард Джеймс Рид поддержит это предложение".
Концепция Адмиралтейства предусматривала создание новых броненосных крейсеров не путем облегчения броненосцев,а усилением бронирования бронепалубных крейсеров.
Новый проект крейсера с броневым поясом Барнаби создал на базе проекта бронепалубного крейсера "Mersey" .Фактически его увеличили на тысячу тонн,добавили узкий броневой пояс по ватерлинии и усилили вооружение.
Главная задача,которая им ставилась- защита торговых путей на отдаленных колониальных станциях.Выполняемые функции-
1. Флагманский корабль на колониальных станциях 2. Прикрытие крейсеров 2-го и 3-го класса 3. Патрулирование в районах торгового судоходства 4. Уничтожение рейдеров противника. 5. Прикрытие крейсеров 2-го и 3-го классов во время дальней разведки при эскадре .
К новым крейсерам предъявлялись требования-1. Скорость,позволяющая догнать современные рейдеры противника,2.Вооружение и бронирование ,достаточное для сражения с броненосцем 2-го класса,3.Дальность плавания до 8000 миль,4.Приоритет вооружения и бронирования для погонного боя,5. Постройка массовой серии для снижения стоимости.
Новые крейсера вошли в историю как тип"Орландо". Семь построенных кораблей получили наименования в честь героев античной мифологии(Аврора,Нарцисс,Галатея),географических объектов(Орландо,Австралия) и традиционные для британского флота(неустрашимый). HMS “Immortalite”(Бессмертный) ,получил имя французского фрегата "Immortalité", захваченного в 1798 году. В бюджете 1885 года были выделены средства на строительство пяти крейсеров,оставшиеся два были профинансированы в 1886 году.
Для достижения нужных характеристик на кораблях были внедрены все доступные тогда новинки- новейшие паровые машины тройного расширения,новые мощные длинноствольные пушки.И наконец,"Орландо" стали первыми безрангоутными броненосными крейсерами Королевского флота.Время парусов закончилось.
Подход Барнаби к бронированию немного напоминал известную систему "все или ничего". Он стремился прикрыть самые уязвимые места броней максимально возможной толщины.Из-за этого площадь бронирования была крайне скромной-пояс был очень узким и коротким ,а оконечности остались совсем без брони.
Такая схема была вполне жизнеспособной для артиллерийских дуэлей со скорострельностью орудий в один выстрел за несколько минут.
Но появление скорострельной артиллерии оказалось смертельно опасным для кораблей такого типа.Град снарядов скорострельной артиллерии среднего калибра мог изрешетить незащищенные борта кораблей,приведя к обширным затоплениям отсеков корабля и полной потере плавучести.Пробивать броневой пояс для этого было уже необязательно.
Барнаби считал крейсера типа "Орландо" вершиной своего творчества и своей гордостью. Но это была лебединая песня его эпохи. Корабли прослужили очень недолго и в начале 20-го века пошли под нож.
Крейсера 1-го класса типа “Orlando” – 7 ед.
«Орландо» HMS “Orlando” PalmersPalmers , Jarrow — заложен 23 апреля 1885, спущен 3 августа 1886, вступил в строй в июне 1888 года. Продан 11 июля 1905 .Стоимость 303 065 £
«Аустрелиа» HMS “Australia” Robert Napier & SonsC & W Earle — заложен 21 апреля 1885, спущен 25 ноября 1886, вступил в строй в октябре 1888 года. Продан 04 апреля 1905 . Стоимость 299 027 £
«Андаунтед» HMS “Undaunted” (Неустрашимый). PalmersPalmers , Jarrow — заложен 23 апреля 1885, спущен 25 ноября 1886, вступил в строй в июле 1889 года. Продан на слом 9 апреля 1907 . Стоимость 300 863 £
«Нарциссус» HMS “Narcissus” С & W Эрл, Халл — заложен 27 апреля 1885, спущен 15 декабря 1886, вступил в строй в июле 1889 года. Продан 11 сентября 1906. Стоимость 300 149 £
«Галатея» HMS “Galatea” Robert Napier & SonsRobert Napier & Sons , Govan — заложен 21 апреля 1885, спущен 10 марта 1887, вступил в строй в марте 1889 года. Продан 04 апреля 1905. Стоимость 291 803 £
«Иммортелит» HMS “Immortalite” (Бессмертный). Chatham DockyardC & W Earle — заложен 18 января 1886, спущен 7 июля 1887, вступил в строй в июле 1889 года. Продан 01 января 1907. Стоимость 332 359 £
«Аурора» HMS “Aurora” Pembroke DockyardJ&G Thompson — заложен 1 февраля 1886, спущен 28 октября 1887, вступил в строй в июле 1889 года. Продан 02 октября 1907. Стоимость 326 110 £
Водоизмещение 5535 тонн (5624 т) /5,600 тонн (5,500 длинных тонн) / 5690 тонн. Длина 91,44 м. Ширина 17,07 м. Осадка 6,86 м.
Бронирование- компаунд пояс — 254 мм, траверзы — 406 мм, палуба — 51 мм (76 мм на скосах), рубка — 305 мм.
Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 4 двойных паровых котла,5500 л. с. при нормальной тяге; 8500 при форсированной .Движитель 2 винта. Скорость хода 17—18,5 узлов. Запас угля – 750 (норм.); 900 (макс.) т . Дальность плавания, миль – 8000(на 10 узлах). Экипаж 484 человека.
Вооружение-
HMS Orlando, HMS Australia, HMS Undaunted-2х1 234-мм/32 BL Mk V;10х1 152-мм/26 BL Mk VI;6x1 57-мм/40 6-фн. скорострельных Hotchkiss Mk I;10x1 47-мм/40 Hotchkiss Mk I;
HMS Narcissus, HMS Galatea, HMS Immortalite, HMS Aurora-2x1 234-мм/32 BL Mk V/VI;10x1 152-мм/26 BL Mk VI;6x1 57-мм/40 6-фн. скорострельных Hotchkiss Mk I;10x1 47-мм/40 3-pdr Hotchkiss Mk I
Минно-торпедное вооружение-6 × 1 — 457-мм ТА , в т.ч. 4 бортовых надводных; 1 носовой и 1 кормовой подводные.
В 1895-1897 гг. орудия главного калибра были заменены на орудия 9,2″/30, а также установлены новые скорострельные пушки. Высота дымовых труб была увеличена для более эффективного отвода дыма в корму.
Силовая установка по проекту была компаунд мощностью 7500 инд. л.с. при водоизмещении 5040 т. Доработка проекта привела к увеличению водоизмещения за счет более тяжелого вооружения и увеличения запаса угля.На крейсерах решено было установить более мощные паровые машины тройного расширения с мощностью 8500 инд. л.с. На HMS Aurora поставили оригинальные паровые машины производства J&G Thompson ,а на HMS Australia машины,созданные на основе проекта для русского заказа. На испытаниях машины всех крейсеров показали мощность выше расчетной, рекордная была у Galatea – 9205 инд. л. с. Расчетная скорость для крейсеров составляла 18 узлов. На испытаниях крейсера показали максимальную скорость от 18,8 узла у HMS Australia до 19,4 узла для Undaunted . Нормальный запас угля составил 750 т ,полный 910 тонн и по расчетам позволял пройти 8000 миль на 10 узлах.
Стальной корпус делился по длине на 13 водонепроницаемых отсеков, нормальное водоизмещение достигло 5535 тонн, осадка увеличилась на 46 см.
Броневой пояс из брони компаунд был узким,всего 170 см,толщина его составляла 254 мм на протяжении 60 метров в районе котлов и машин.Пояс замыкался 406 мм траверсами из железных плит.Сверху пояс прикрывала бронированная палуба 51 мм со скосами в 76 мм.Дополнительную защиту обеспечивали угольные ямы вдоль бортов.На боевой рубке навешивались 305 мм плиты.
Орудия главного калибра- 9,2″ стояли на верхней палубе в оконечностях.Установки были прикрыты щитами,но на некоторых кораблях щиты были установлены уже во время эксплуатации. На HMS Orlando, HMS Australia и HMS Undaunted стояло по две пушки 234-мм/32 BL Mk V,а на остальных - 234-мм/32 BL Mk V/VI. Казнозарядные орудия при скорострельности 1 выстрел в минуту отправляли 172-кг снаряды на дальность 9100 м.
Вспомогательный 6-дюймовый калибр из десяти 152-мм/26 BL Mk VI размещался на верхней палубе по пять на борт,в т.ч. в двух носовых и в двух кормовых спонсонах. Соответственно, погонный и ретирадный огонь дополнительно могли вести по два 152 мм орудия.По некоторым данным на крейсерах этого типа ставили пушки модификаций Mk III, Mk IV и Mk VI .
Противоминная артиллерия состояла из скорострельных 6 фунтовых 57 мм(6 шт.) Hotchkiss Mk I и 3 фунтовых 47 мм(10 шт.) Hotchkiss Mk I , большая часть была установлена на главной палубе и вела стрельбу через бортовые порты,а несколько штук стояло на боевых марсах. Производство новых скорострельных орудий не успевало за строительством кораблей Королевского флота.Говорили даже,что на очередное ревю крейсера выходили с деревянными муляжами вместо скорострельных пушек.
Полностью штатным вооружением корабли серии были обеспечены только в 1888 - 1893 годах.
“Orlando” в 1892 – 1895 годах исполнял обязанности флагмана Австралийской станции,с 1899 года нес службу на Китайской станции и десантный отряд с него участвовал в подавлении боксерского восстания в Китае.
"Undaunted" был полностью готов к службе 18 сентября 1890 года и начал ее на Китайской станции.25 апреля 1901 вернулся в Англию и после ремонта вошел в состав Резервного флота. Остаток службы провел в качестве тендера при учебном корабле HMS Cambridge (бывший HMS Windsor Castle 1858 года).
"Aurora" в 1890-1892 нес службу во Флоте Канала,в 1893-1895 в береговой охране Ирландии. После нахождения в резерве,26 июня 1897 года участвовал в Спитхедском ревю в честь бриллиантового юбилея королевы Виктории,в 1899 получил назначение на Китайскую станцию и участвовал в подавлении восстания боксеров в Китае.Вернувшийся в 1902 году в Британию крейсер был вскоре выведен из состава флота и продан на слом.
"Galatea" служил в береговой охране метрополии в округе Хамбер в Халле в 1900 году и 1902 году. Он принял участие в Коронационном ревю в Спитхеде 16 августа 1902 года при коронации короля Эдуарда VII .
"Immortalite" Командир крейсера , сэр Уильям Уайзман, был другом гавайской королевской семьи. с 21 мая 1901 года крейсер переоборудовали в тендер.Он принял участие в смотре флота, состоявшемся в Спитхеде 16 августа 1902 года при коронации короля Эдуарда VII .В начале 1907 года крейсер отправили на слом.
"Australia" был назначен на Средиземное море в 1889 году и оставался там до 1893 года, когда он участвовал в колумбийском параде в Нью - Йорке в честь 400-летия открытия Колумбом Нового Света. Затем корабль включили в эскадру береговой охраны ,потом зачислили в резерв в 1903 году.
В сентябре 1901 года посетил Германию и Данию , когда сопровождал королевскую семью на яхте HMY Osborne, перевозящей короля Эдуарда VII из Гамбурга в Эльсинор .
Он принял участие в смотре флота, состоявшемся в Спитхеде 16 августа 1902 года на коронации короля Эдуарда VII .
“Narcissus” в 1901 году стал тендером артиллерийской школы , а в конце мая 1901 года передан в резерв флота в Портсмуте. Он принял участие в смотре флота в Спитхеде 16 августа 1902 года в связи с коронацией короля Эдуарда VII
Элегантные быстроходные корабли ,последний проект Барнаби,запомнились британскому флоту,но их служба оказалась недолгой.Недорогие ,многочисленные,быстроходные броненосные крейсера казались весьма удачными,пока не проявились недостатки системы бронирования в эпоху скорострельной артиллерии.
Так как это случилось практически сразу,британцы снова на время закончили строительство броненосных крейсеров,приступив на несколько лет к развитию бронепалубных крейсеров 1-го класса("Блейк" и так далее).
"Орландо" стали прототипом серии испанских броненосных крейсеров типа «Инфанта Мария Тереза» ,так бесславно проявивших себя во время испано-американской войны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.