Сегодня я продолжу рассказ о древних кремлёвских тайниках - подземельях и ходах, созданных как при строительстве крепости, так и позже (а некоторые подземные палаты наверняка возникли и до появления итальянских архитекторов на Московской службе).
Во время раскопок Кремля Щербатовым у Боровицких ворот обнаружилась просторная подземная палата, но она оказалась почти полностью засыпана землёй, и никаких ходов из неё в другие подземелья не обнаружилось. Возможно, палата служила пороховой казной, арсеналом, или использовалась как складское помещение для припасов?
Была также тщательно осмотрена круглая Арсенальная башня, построенная в XVI веке зодчим Пьетро Антонио Солари. В ее надземном этаже землекопы нашли замурованную дверь, возможно служившую когда-то выходом из тайника. За ней оказался подземный ход, круто уходивший вниз на глубину почти в 6 м, и разветвлявшийся в двух направлениях. Рабочие наткнулись здесь, однако, на серьезное препятствие — огромный белокаменный столб, составлявший, по-видимому, часть фундамента построенного в начале XVIII века кремлевского арсенала. Такой же столб мешал продвижению и по уходившему вправо второму проходу.
На этом раскопки прекратились. Ломать столбы князь Щербатов не стал, надеясь потом перехватить тайник за пределами арсенала. Но отпущенные на раскопки средства иссякли, и осуществление этого плана было отложено на неопределенное время.
Следующим исследователем кремлёвских тайников был Игнатий Яковлевич Стеллецкий, о котором я уже немного рассказывал в тексте о поисках библиотеки Ивана Грозного. Как выяснилось, итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари построил в Москве «две отводные стрельницы или тайники и многие палаты и пути к оным с перемычками по подземелью». Отводные стрельницы - это предмостные башни, которые должны были защищать въезд на мост через реку или ров. Примером такой стрельницы служит Кутафья башня Московского кремля.
Стеллецкий утверждал, что Аристотель Фиораванти и его ученик Солари соорудили под Кремлем многочисленные подземные палаты и ходы. Преемника Солари — Алевиза Стеллецкий называл строителем двух подземных палат для привезенной Софьей Палеолог библиотеки. В 1912 году Стеллецкий, работая в архиве, находившемся в Арсенале, решил посмотреть, нет ли каких-нибудь подземных ходов из подвала этой башни. По его словам, очистив кирпичный пол подвала, он простучал его, обнаружил при этом, пустоту, но пробить свод и спуститься вниз не решился.
Каковы же были результаты поиска Стеллецким подземелий в других частях Кремля? Об этом - в следующий раз.