«Открытый город» стремится включать в экскурсионные маршруты всё больше великолепных особняков, и один из претендентов в этот список – особняк Тараса Васильевича Белозерского на Большой Дворянской улице (ныне улица Куйбышева), 25.
«Пришельцем из совсем другого мира» назвал этот полутораэтажный утончённый особняк в окружении нависающих над ним многоэтажных доходных домов историк архитектуры Владимир Григорьевич Лисовский. Свой нынешний облик здание получило в 1913 – 1914 годах, когда архитектор Андрей Андреевич Оль перестроил его в духе популярного тогда неоклассицизма для одного из самых состоятельных представителей столичного делового мира - Тараса Васильевича Белозерского.
Когда Белозерский в 1913 году купил участок на Большой Дворянской улице, здесь находился невысокий дом-особняк в русском стиле, построенный для потомственной почётной гражданки Н.Г. Глушковой еще в 1874 году архитектором Альфредом Парландом - тем самым, который впоследствии возведёт храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови) на месте смертельного ранения императора Александра II.
Если лицевой фасад особняка Глушковой был оформлен не слишком броско (мерный ряд окон и высокая крыша, на фоне которой контрастно выделялась балюстрада, составленная из массивных приземистых столбов и соединяющей их аркады), то дворовый фасад погружал в нездешний мир русских резных теремов.
Новый домовладелец Тарас Белозерский не пожелал сносить прежнюю постройку, и приглашённый им гражданский инженер Андрей Оль вынужден был решать непростую задачу - создать современный презентабельный особняк в старых стенах. Как, не надстраивая здание, сделать его заметным, модным, притягивающим восхищённые взгляды? Конечно же - придать ему образ миниатюрного дворца!
Зодчий колебался между барокко времен императрицы Анны Иоанновны и классицизмом в духе итальянца Андреа Палладио.
В итоге «победила» палладианская вилла, и сейчас, проходя мимо особняка Белозерского, мы можем грезить гостеприимным Павловском, воскрешая в памяти белоснежный портик под приземистым куполом, отражающийся в водах тихой речки Славянки...
Если уличный фасад особняка выполнен в соответствии со строгой классицистической симметрией, то дворовый раскрывается в небольшой сад свободной живописной асимметрией. По высокой массивной лестнице из сада можно подняться на террасу, а оттуда войти под своды столовой, скрывающейся за большими полуциркульными окнами.
Здесь царили уют и нега, в летние дни создаваемые журчанием фонтана в мраморной чаше, а зимой - треском поленьев в высоком камине, напоминающем камины средневековых рыцарских замков. На камине - дворянский герб владельца Тараса Васильевича Белозерского: девять лазоревых рыб, плывущих в три ряда, над ними - тесак (большой боевой нож). Над геральдическим щитом - грозный малороссийский казак с саблей в руке. Хозяин особняка принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему от полкового хорунжего времён Екатерины II.
Отец владельца, Василий Михайлович Белозерский (1825–1899), был одним из основателей Кирилло-Мефодиевского братства - тайной политической организации, нацеленной на создание союза славянских демократических республик с центром в Киеве; значительную роль в ней играл Тарас Шевченко.
Мать владельца особняка Надежда Александровна Белозерская (1838–1912) - переводчица, педагог (принимала участие в создании Высших женских курсов), журналист и писатель. Введённая мужем в петербургское украинское общество, она стала литературным секретарём терявшего зрение Николая Костомарова, увлеклась русской историей, занималась историческими исследованиями. Среди её работ - «Происхождение Екатерины I», «Один из предков Пушкина», «Влияние переводного романа и западной цивилизации на русское общество XVIII столетия».
Тарас Белозерский, вероятно, получивший имя в честь автора «Кобзаря», работал штатным врачом Обуховской больницы для бедных, защитил докторскую диссертацию по медицине, имел собственную врачебную практику. Однако со временем он отказался от медицинской карьеры в пользу бизнеса: в 1910-е годы входил в правления пятнадцати столичных нефтедобывающих компаний; ещё девять должностей занимал в фирмах, правления которых располагались вне Петербурга.
Не чужды были Белозерскому и новые технологии: он был вкладчиком акционерного общества «Биохром», основанного пионером цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским. Фирма внедряла изобретения в сфере цветной фотографии, кинематографии и печатного дела. Накануне февральских потрясений 1917 года предприимчивый Белозерский, стремясь получить поддержку государства, подготовил проект участия компании в создании патриотических кинолент, но не успел его осуществить. Он эмигрировал из революционной России и умер во Франции в 1925 году.
Сегодня особняк на улице Куйбышева, 25 занимает детская поликлиника. Посетители имеют возможность пройтись по старинной мраморной лестнице, вписанной в овальный вестибюль; посидеть в бывшей столовой у молчащей беломраморной чаши фонтана; прогуляться в маленьком саду, по аллеям которого некогда ступала нога одного из богатейших дельцов Петербурга...
Автор статьи: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».