Как считают военные специалисты в Пентагоне, отмена Японией решения о закупке американских систем противоракетной обороны является серьезной неудачей для всей региональной безопасности. При этом отмена Японией решения о закупке двух американских новейших систем противоракетной обороны Aegis Ashore не была вызвана местными жалобами из отдельных префектур на возможность размещения у них ракетных систем, как это утверждают японские политики.
Все выглядит так, будто Япония не хочет быть пойманной «посередине» конфронтации между Соединенными Штатами и Северной Кореей или конфронтации с Китаем. По словам министра обороны Японии, страна будет полагаться на системы Patriot и корабельную систему Aegis для противоракетной обороны и защиты критически важных объектов баз и инфраструктуры в Японии. Но, Patriot – это не ответ на защиту японских или американских войск и их баз. Patriot – это плохая точечная система обороны, да и у Японии этих систем недостаточно, даже если они и отлично работали бы для защиты всех японских и американских баз.
Сегодня США поддерживают крупные авиабазы в Мисаве, Йокоте и Кадене на Окинаве. Япония также базирует свои F-35 в Мисаве и вскоре станет вторым по величине оператором F-35 в мире. Там же находится военно-морской авиационный комплекс США (в Ацуги) и крупная военно-морская база США в Йокосуке, которая является передовой базой для американского авианосца USS Ronald Reagan.
Японские аргументы за отмену Aegis Ashore в основном связаны с опасностью для гражданского населения. Но существует так же много опасностей от военных и гражданских реактивных самолетов для местных сообществ, а Patriot является плохой заменой – если это можно считать таковой – для береговой системы Aegis Ashore по многим причинам.
Отсутствие полного покрытия. Япония первоначально купила две береговые системы Aegis, чтобы обеспечить полный охват всей территории Японии против ракетных атак со стороны Северной Кореи или Китая. Существующие же системы Aegis морского базирования в арсенале Японии, даже если в будущем они будут расширены за счет большего числа кораблей, не смогут обеспечить полный охват покрытия. Да, и закупленные две системы Aegis Ashore тоже не смогут.
В четверг, 25 июня, министр обороны Таро Коно заявил, что Совет национальной безопасности Японии принял решение отменить приобретение наземных систем Aegis, которые планировалось разместить в префектурах Акита и Ямагути. Совет национальной безопасности Японии – это организация, подчиняющаяся министерствам иностранных дел и обороны. Она возглавляется премьер-министром и секретарем кабинета министров, и включает в себя министра иностранных дел, министра обороны и главного советника СНБ. Таким образом, приказ об отмене отражает общегосударственное решение, принятое самим премьер-министром.
Официально, по крайней мере, как пояснил министр обороны Тара Коно, причиной отмены стало то, что министерство не смогло гарантировать, что если ракета будет выпущена по вражеской цели или в ходе испытаний, то она не приземлится на гражданский населенный пункт. По словам Коно, минобороны не смогло найти никакого способа обеспечить посадку ракет на военную базу – предполагая, что они не попали в цель, которая была над головой, или потерпели неудачу в полете – а не в гражданский населенный пункт.
Такого рода возражения против ракетных объектов не являются чем-то непонятным для специалистов. Много лет назад в Соединенных Штатах, в те дни, когда батареи ПВО Nike были расположены в местных общинах или вблизи них, были выдвинуты возражения, что сами объекты очень опасны. В 1950-х годах между Нью-Йорком и Филадельфией было построено 14 ракетных баз Nike для защиты от нападения советских бомбардировщиков. 22 мая 1958-го года, когда экипажи устанавливали детали ракет в поле, взорвалась ракета Nike Ajax длиной в 32 фута, что, в свою очередь, привело к взрыву еще семи ракет.
7 июня 1960-го года на базе на авиабазе Макгуайр в Нью-Джерси взорвалась в своем пусковом укрытии №204 после разрыва баллона с гелием ракета Bomarc (CIM-10). На Bomarc, которая взорвалась, была установлена ядерная боеголовка W40, имевшая мощность в 10 килотонн. Боеголовка не взорвалась, но большая ее часть расплавилась, когда Bomarc горела в своем укрытии, разбросывая части боеголовки по всему участку, где бушевал огонь. Обе эти аварии произошли в первые дни существования систем ПВО ракетного базирования. Эти взрывы практически не причинили сопутствующего ущерба населению, но вызвали серьезные опасения за безопасность близлежащих поселений.
Слишком близко, чтобы было комфортно. Система Patriot имеет устаревшую конструкцию, которая неоднократно обновлялась. Однако ее полевые показатели были и остаются неудовлетворительными. Так, и Саудовская Аравия, и ОАЭ неоднократно были атакованы баллистическими ракетами, выпущенными с территории Йемена, скорее всего, управляемыми иранскими специалистами, возможно, с северокорейскими советниками. В ряде случаев системы Patriot поражали приближающиеся ракеты, но только тогда, когда ракеты находились очень близко к своей конечной цели, примерно в полумиле и на высоте от 600 до 800 метров. Patriot можно использовать как точечную систему обороны и, по сути, оказывается, что это ее главная ценность. Однако опыт показывает, что Patriot с трудом отличает боеголовку от корпуса ракеты, от которого она отделяется.
Самые современные иранские ракеты, в том числе йеменская Burkhan H2, имеют отделяющуюся боеголовку от последней ступени ракеты именно для того, чтобы затруднить ее уничтожение. Видео и фотодокументы показывают, что осколочная боеголовка, характерная для Patriot, способна нанести тяжелые повреждения последней ступени приближающейся ракеты, но, к сожалению, боеголовка все равно падает на землю относительно близко к цели, если не прямо в нее, и взрывается.
Хорошим примером может служить ракета, выпущенная по международному аэропорту имени Короля Халида в Эр-Рияде в Саудовской Аравии 4 ноября 2017-го года. Боеголовка взорвалась на внешнем краю территории аэропорта, но в пределах территории аэропорта, пролетев мимо здания аэровокзала. Это связано с тем, что ракета Burkhan H2 имеет круговую вероятную ошибку стрельбы или CEP, то есть, вероятность того, что она попадет в мертвую точку, около одной мили. У Китая есть ракеты получше. Северокорейские ракеты хуже по точности, но об этом можно только догадываться.
Ракетная система SM-3, применяемая в Aegis Ashore, намного безопаснее, чем Patriot, потому что она не использует взрывчатую боеголовку. SM-3 использует кинетический удар боеголовки, способный разрушить приближающуюся к цели ракету. Неясно, способна ли Aegis Ashore выбрать входящую боеголовку в отличие от корпуса ракеты атакующего, но поскольку несколько выстрелов могут быть произведены по наличию угрозы, которая может быть еще довольно далеко, шансы у нее лучше, чем у системы Patriot, потому что Patriot реагирует только тогда, когда входящая ракета находится практически над головой.
Китай выбрал цели. Военные эксперты предупреждают, что Китай уже давно практикует моделирование по нанесению ударов по американским базам в Японии наряду с японскими военными базами. Два офицера ВМС США, Томас Шугарт и Хавьер Гонсалес, сделали вывод об этом еще в 2017-м году. Их выводы основывались на компьютерной симуляции и искусственном интеллекте. В своем выступлении оба морских офицера заявили, что коммерческие спутниковые снимки китайских ракетных полигонов вблизи пустыни Гоби показывают, что Китай производил пробные выстрелы по макетам аэродромов и очертаниям кораблей в натуральную величину, расположенными в той же конфигурации, что и пирсы ВМС США в Йокосуке.
Используя общедоступные данные о базах США в Японии и опубликованную китайскую доктрину для определения приоритетов при выборе объектов для поражения, американские специалисты определили набор из 500 целей: аэродромы и порты, командные пункты, средства связи, топливные баки и всю другую необходимую инфраструктуру военных операций. По мнению этих специалистов, у Китая имеется в арсенале достаточно боеприпасов, чтобы уничтожить все эти цели.
В 2018-м году и Россия, и Китай жестко предупредили Японию о том, чтобы она не развертывала у себя систему Aegis Ashore. В 2019-м году Северная Корея сделала аналогичные предупреждения. Полный размах более поздней дипломатической активности Китая, России и КНДР неизвестен, но решение Японии отменить закупку систем Aegis Ashore выглядит так, как будто она находилась под очень большим давлением.
В оперативном плане жизненно важно иметь возможность защищать воздушные и морские базы от ракетных ударов. Из-за этого Япония ранее выбрала решение с Aegis Ashore, что было разумным и важным стратегическим решением. Отступление и отмена сделки Aegis Ashore подвергают опасности японские и американские оборонные сооружения. Решение Токио также поднимает в Вашингтоне вопросы о надежности Японии как союзника, особенно в условиях кризиса от пандемии.
Позволит ли Япония США предпринять действия по военному блокированию Китая или Северной Кореи? А как насчет нападения на Тайвань? Будут ли американские войска в Японии и на Окинаве обладать свободой действий, или Япония остановит их от ответа на агрессию? И даже если бы Япония не была политическим препятствием для действий США, смогли бы Китай или Северная Корея выбить американские и японские наземные базы?
Отмена решения о закупке системы Aegis Ashore является серьезной неудачей для региональной безопасности и оставляет японские и американские базы открытыми для нападения.
Стивен BRYEN для Asia Times Financial