Найти тему
Вандерласт

Витланд: как создать творческое коммьюнити на берегу Балтийского моря

Интервью

Мы с моей подругой Соней приехали вчера. Вечером бокал красного — утром завтрак. Почти пустое кафе, январь, не сезон. Я допиваю кофе и телепатирую огромному рыжему коту Васе, который сидит напротив меня: «Мне тоже жаль, что ветчина закончилась!» Соня, тем временем, идёт за чаем и у бара знакомится с основателем Витланда — Александром. Высокий, широкоплечий мужчина в годах улыбается, спрашивает откуда приехали и говорит о погоде. А потом предлагает посмотреть художественную выставку «Ну и что, что закрыта! Откроем!», и мы идём на второй этаж.

Картины потрясающие и вид за окном тоже. Вернее, это даже не окно, а целая прозрачная стена. Сегодня пасмурно, но море всё равно многогранно: серый, тёмно-серый, зелёный, серо-зелёный. И на картинах море. Смотрю на них, потом за окно, потом снова на картины. И на Александра. В его ухе замечаю пиратскую серьгу кольцом, и вспоминаю, как недавно спорила с кем-то о том, что те, кто носят такие серьги, обязательно рокеры. И решаюсь спросить: «Почему у вас такая серьга в ухе? Вы слушаете рок?» Смеётся: «Нет, ходил под парусом! Там и заслужил». Позже мы знакомимся с супругой Александра— Анной. Они вместе практически со школы. Анна красивая и видно, что с характером. Биолог и художник. И старший матрос, но об этом позже :)

После нашей беседы, сделала для себя вывод: нужно чаще общаться со старшим поколением. Особенно с такими творческими и неугомонными. У которых в глазах огонёк, с которыми забываешь о том, что ты моложе на тридцать лет. Просто слушаешь и получаешь огромное удовольствие.

Первый вопрос очень простой: как вы познакомились?

Анна: Мы вместе учились в школе. В старших классах Саша вёл астрономический кружок, там был телескоп, и они приглашали девушек посмотреть на звезды. Но это было шапочное знакомство, мы тогда не обратили внимания друг на друга. Потом так сложилось, что мы учились в одном университете, там часто сталкивались да и в компаниях пересекались. Когда стали более зрелыми, то поняли, что нам хорошо именно друг с другом.

Саша до сих пор мне рассказывает про созвездия, я всегда думала, что он меня немного дурит. Но однажды к нам приехал общий друг, а тогда только появилось мобильное приложение, используя которое можно навести камеру на ночное небо и все созвездия видно. Я тогда подумала: «Ну вот сейчас мы и проверим!» И оказалось, знаешь что? Всё правда! (Улыбается).

Чем занимались, пока не открыли своё дело?

Александр: Я десять лет работал в университете, занимался наукой.

Анна: А я в ботаническом саду того же университета. Потом уходила писать диссертацию в Лесную Интродукционную лабораторию, а 1988 году, когда всё стало разваливаться, вернулась в университет.

А как и почему решили работать на себя?
Александр: Мне в какой-то момент надоела работа в университете — трудишься, а результата не видишь. Не можешь его осязать. Я тогда занимался техникой, мне было интересно планировать системы вживую, и мы с Аней решили этим и заняться. Создавали автоматизированные системы, внедряли их на разные предприятия, а потом создали информационный центр.

Анна: Первый справочник жёлтых страниц в Калининграде был наш, через него мы и пришли к типографии — нашему первому делу

Сколько лет назад появилась типография

Анна: Мы запустили проект предпечатной подготовки в 1996 году. Тогда не было живых денег, всё по бартеру, но иначе бизнесу было не выжить. Вместо денег получали консервы, а когда в 1998-ом всё зависло, ушли в глубокий минус. Зато наша кошка выбирала консервы, которые будет есть на завтрак, обед и ужин. (Смеются) С этими консервами чего только не было, но как-то выжили и коллектив сохранили. А в конце 1998-го года поставили первую печатную машину. В 1999-ом мы её запустили, тогда и появилась полноценная типография.

Знаю, что у типографии есть дочерний проект — «Калининградская книга» . Расскажите о ней?

Анна: «Калининградская книга» — это большой социальный проект. Он появился потому, что многим городским писателям негде, а порой и не на что, печатать свои книги. А книги бывают чудесные! Мы помогаем авторам: печатаем, делаем презентацию книг, раскручиваем их в соцсетях и продаём с небольшой наценкой. В основном, покупают книги про Калининград, его историю, про янтарь. Ещё в магазине есть четыре стеллажа с книгами, которые можно просто взять почитать, а потом вернуть.

Как вы нашли это чудесное место, где сейчас построена арт-деревня?

Александр: Хотели дачу на побережье, долго искали и купили в итоге полуразваленный дом, потому что влюбились в потрясающую энергетику этого места. Территория была сильно загажена — в течение недели, мы, вместе с двенадцатью волонтёрами, собирали мусор и вывезли отсюда четырнадцать машин! Это был кошмар… Это притом, что регион уникальный, с уникальными растениями, раньше здесь была заповедная территория. Мы переживаем за экологию этого места, хотим улучшить. Перед тем, как начать строить, общались с профессором Болотовым, он рекомендовал нам на возводить здания на столбах, сажать растения, укрепляющие дюны.

Анна: До войны здесь был хвойный лес, мы пытаемся его восстановить по рекомендациям Центра экологии. Не все деревья принялись прошлым летом, будем сажать ещё. Организовали раздельный сбор мусора, даже мультфильмы показываем приезжающим к нам детям. Когда видим, что они следуют правилам, которые слышат у нас, то душа радуется. Это будущее поколение, это очень важно.

-2

А кому из вас пришла идея построить Витланд и почему именно так назвали проект?

Анна: Сначала мы открыли здесь прусский музей, хотели рассказать людям о народе, который жил тут до немцев. Сделали конструкцию прусского дома, ресторан с прусской кухней, место было интересным, люди приезжали. Но в 2008 году всё сгорело дотла, причина пожара неизвестна. Это было ударом, да ещё и совпало кризисом. Мы не знали как быть, думали даже подарить кому-нибудь эту землю, возвращаться на пепелище было грустно и неохота. Так прошло почти года.

Александр: Когда мы собрались с нашими друзьями-художниками на Канарах встречать Новый 2013 год, то стали думать, что же всё-таки делать с землёй. Тогда и появилась идея арт-резиденции. Тут же легло прусское название Витланд — земля знающих, земля ведающих, земля белых людей. Строить заново друзья помогали, почти всё здесь сделано нашими руками и художников-волонтеров.

Кто ваши постояльцы? Откуда приезжают, чем увлекаются?

Анна: Это те люди, кому интересна энергетика места и творческое комьюнити. В основном, интеллигенция: москвичи, петербуржцы, калининградцы. Часто с детьми, семьями, поэтому у нас много детских игр. Люди, желающие отдохнуть от суеты. Телевизоров у нас нет, wi-fi только в кафе, мобильный интернет плохо ловит. Зато домики деревянные и море шумит под окном.

Александр: Давайте отделим мух от котлет: если говорить о сезоне, то мы есть на «Букинге», и постояльцы бывают самые разные. Но в основном, конечно, спокойные и творческие. Буйные тусовщики у нас надолго не задерживаются, не та атмосфера.

Анна: Да, летом людей больше, конечно. Но вне сезона, это люди, которые хотят умиротворения. У нас проходят встречи с художниками, мастер-классы. Летом же мы работаем, как выставка, не как арт-резиденция.

-3

Расскажите подробнее о выставках и мероприятиях, которые проходят в Витланде?

Анна: Бывают исторические семинары, приезжают лекторы и гиды, часто приезжают ради Креста святого Альберта, чтобы научиться о нём рассказывать. Хотя в последнее время даже не поднимаются к нему, сразу к нам едут, а мы им рассказываем про крест и про экологию.

Александр: Если в именах, то вот, например, Владимир Кулаков читает лекции по побережью, Бахтиев — специалист по орденскому периоду, тоже рассказывает много интересного. Плюс проходят экологические конференции, разные практики с психологами, йога. На художественные пленэры приезжают художники со всей России и из Европы.

Кто выставляется и насколько часто?

Анна: Выставки проходят в среднем раз в месяц, иногда чаще. На них выставляются как профессиональные фото-художники, так и не профессионалы. Сейчас например идёт выставка известного калининградского фото-художника Александра Ремесло. Конечно, калининградские художников чаще выставляются, но бывают и из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Москвы. Живут в резиденции бесплатно и проводят выставки.

Александр: В прошлом году здесь был клуб «Фокус» на тему «Искусство без границ». Всего участвовало шестнадцать художников: восемь из разных стран Европы, и восемь наших — из разных российских городов. Выставка вышла потрясающая! На открытии профессиональные художники были впечатлены, а четверо наших художников были приглашены клубом «Фокус» в апреле 2019 года в Европу, в Баварию — это наше достижение, можно сказать.

В середине апреля здесь будет проходить пятый экологический пленэр. Что там будет?

Анна: Да, это важное ежегодное мероприятие, которое длится целую неделю. Одна из основных его идей — помочь молодым художникам, поддержать их.

Первый день мы обязательно посвящаем экскурсии иногородних художников по городу. На пленэр приезжают руководители местных музеев рассказывают о них, общаются с гостями. Часто приезжают художники из Литвы, из Польши, иногда выставляют что-то, иногда просто отдохнуть, поработать. Любые художники, поэты и другие творческие люди могут подать заявку, когда они хотят приехать, что хотят реализовать, мы читаем все письма и рады сотрудничать.

Фотохудожник Александр Ремесло
Фотохудожник Александр Ремесло

А сами вы рисуете или занимаетесь йогой?

Анна: Да. Я практикую два раза в неделю, иногда занимаюсь аэро-йогой, а Саша — тибетской гимнастикой. Про рисование: в пятьдесят лет я поступила в Академию художеств, после обучения меня переклинило и сейчас не тянет рисовать, тянет изучать оригиналы в музеях Европы (Улыбается). Очень хочется побывать в Японии и Китае.

Александр: Дело в том, что писать картины — это одна из форм реализации себя. А реализации и созидания мне сейчас более чем хватает и в других сферах.

За что чаще всего благодарят гости?

Анна: За то, что удаётся сохранить эту атмосферу, за то, что можно приехать в практически нетронутое цивилизацией место, за сохранение баланса. За то, что с одной стороны здесь комфортно, а с другой — природа. Держать баланс непросто, приходится очень крепко думать, прежде, чем что-то новое построить. Наш прораб — профессиональный художник и он нам в этом здорово помогает. Ещё за чистоту благодарят.

А недовольные бывают?

Александр: Конечно. У всех разные ожидания, кто-то недоволен отсутствием интернета в номере, кто-то тем, что после одиннадцати вечера просим не шуметь. Но в основном у нас хорошие отзывы, люди знают, куда едут, специально нас выбирают. Плохие отзывы пишут те, кто не туда попал.

Читать дальше интервью с Анной и Александром.

Если вы хотите видеть больше такого в своей ленте — ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Вандерласт в фейсбуке, инстаграме и на саундклауде.