Найти тему
Андрей Сегеда

Царственные страстотерпцы – почему не "кровавые", а всё же святые?

Семья последнего российского императора Николая II. Фото из открытых источников
Семья последнего российского императора Николая II. Фото из открытых источников

Дорогие друзья! Сегодня вы узнаете, почему царь Николай не является "искупителем", какие преступления ему приписала пропаганда, "ошиблась" ли Церковь в его канонизации, а также кто такие "святые страстотерпцы".

Суть подвига страстотерпчества

Лик страстотерпцев появился в Церкви благодаря крещению Руси. К этому лику святости относятся князья Борис и Глеб, князь Михаил Тверской, царевич Дмитрий Угличский, князь Игорь Черниговский, семья последнего русского императора Николая II, а также некоторые другие святые.

Все эти люди предпочли богатству и власти Царствие Небесное. Все они были жестоко убиты, но не побеждены. Наоборот, это они оказались победителями!

Святые царственные страстотерпцы - икона
Святые царственные страстотерпцы - икона

В отличие от мучеников, которые принимали смерть за исповедание Христа Богом, страстотерпцы страдали не за свои религиозные убеждения, а от разгула человеческих страстей.

Но страдали они особенным образом. Имея возможность сопротивляться или бежать, страстотерпцы отказывались и от того и от другого. Они принимали промысел Божий о себе со смирением и благодарностью.

Перед кончиной святые страстотерпцы находили в себе силы простить своих убийц.

Император Николай II, его супруга и пятеро детей, канонизированы именно за свою благочестивую насильственную кончину. Сохранились свидетельства исключительной скромности в быту и интенсивной молитвенной жизни семьи царя в последние месяцы своего земного пути.

Даже палачи царской семьи, не говоря уже о приближённых или других свидетелях, в своих мемуарах вспоминают, что накануне расстрела царская семья простила своих обидчиков.

Могла ли Церковь ошибиться?

В обществе часто можно встретить мнение, что Церковь «ошиблась» с канонизацией императора Николая II и его семьи. Поясняя свою позицию, критики канонизации упоминают «многочисленные преступления», совершённые императором.

На это можно возразить, во-первых, то, что супруга и дети царя уж точно никаких «преступлений» не совершали и страдали безвинно. И, во-вторых, что Церковь никогда не отвергала возможность исправления человека.

Заседание Синодальной комиссии по канонизации святых. Фото из открытых источников
Заседание Синодальной комиссии по канонизации святых. Фото из открытых источников

Многие бывшие разбойники, колдуны, блудницы и предатели приняли мученичество за веру или провели десятки лет в покаянии в монастырских кельях.

За свою веру и покаяние они были не только прощены Богом, но и стяжали Духа Святого. Так что сегодня наличие в лике святых Моисея Мурина или Марии Египетской никого не удивляет.

Наконец, стоит принять во внимание, что многие «грехи» Николая II попросту приписаны ему советской пропагандой.

Прославление нового святого – это всегда длительный процесс.

Много лет специальная комиссия по канонизации рассматривает все известные свидетельства о жизни и подвиге потенциального святого во Славу Божию. Собирает сведения о чудесах, происходящих по молитвам к святому или возле его мощей. С привлечением историков и экспертов оценивает на предмет достоверности критику в адрес святого.

И только потом принимается решение о канонизации. Так что прославление царственных страстотерпцев – не ошибка.

Мифы о царственных страстотерпцах

Один из самых тиражируемых мифов о «царе-преступнике» - это «кровавое воскресенье». В тот день, 9 января, рабочие действительно были собраны провокаторами в центре Санкт-Петербурга, чтобы вручить царю петицию.

Вот только рабочие, в отличие от провокаторов, не знали, что царя нет в Зимнем дворце и даже в городе.

Когда от долгого бесплодного ожидания толпа заволновалась, провокаторы с чердаков и из подворотен стали стрелять по дворцовой охране.

Фрагмент документа об отречении от престола с карандашной подписью. Фото из открытых источников
Фрагмент документа об отречении от престола с карандашной подписью. Фото из открытых источников

Рабочие в этом случае для «профессиональных революционеров» выступили живым щитом. Охрана дворца, неся потери, стала отстреливаться.

В результате огня с обеих сторон многие рабочие были убиты и ранены. Конечно же, провокаторы поспешили заявить о «расстреле рабочих войсками» и о том, что «приказ отдал лично император».

Вот только какова в этом была вина царя, который находился с семьёй в Царском селе и узнал о трагедии из доклада градоначальника?

Когда власть большевиков пала, и страна освободилась от антимонархической идеологии, историки подробно исследовали события и «кровавого воскресенья», и «ленского расстрела», и «ходынки», и отречения императора.

Беспристрастный разбор фактов выявил высокую степень фальсификации этих эпизодов. Например, текст отречения императора был подписан карандашом и составлен в нехарактерной для него манере. Так что есть основания полагать, что отречения и вовсе не было.

Почему царь святой, но не «искупитель»?

Не каждый приходящий в храм человек является православным христианином. Даже если он сам громогласно заявляет об этом и искренне считает себя таковым.

Православного христианина отличает, во-первых, регулярное участие в Таинствах Церкви и признание её авторитета и иерархии. Во-вторых, настоящий христианин потому таковым и называется, что он знает основные догматы своей веры. Для него Христос – это «путь, истина и жизнь». Без каких-либо альтернатив.

Неканоническое изображение святого Николая "царём-искупителем"
Неканоническое изображение святого Николая "царём-искупителем"

В движении «царебожников», которые маскируются под православных христиан, но не являются таковыми, принято императора Николая II именовать «искупителем русского народа».

Эти люди призывают всех россиян «покаяться за убийство царя», говорят о каких-то «проклятиях», наложенных Богом на наше земное Отечество. Таким образом, в их мировоззрении сплетается целый комплекс совершенно нехристианских идей.

Для православного христианина акт покаяния, как и акт греха, действие глубоко личностное. Человек не может «раскаяться» за чьё-то преступление, равно как и «согрешить» за другого.

Мнение о том, что Бог может «проклясть» кого-то за чужой грех – это чистой воды магизм. И самое главное, ни один человек, сколь бы великим святым он не был, не может стать вровень с Искупителем человечества Господом Иисусом Христом.

Поэтому, мы почитаем царственных страстотерпцев в лике святых, молимся им, но «искупителями» не считаем.

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!