Найти тему
Христофор+

Что нас ожидает во время Армагеддона?

Событие Армагеддона (понимаемого, как последняя битва сил добра и сил зла) изображается в Книге Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Этому событию предшествует шестая чаша гнева Божия (ее Ангел Божий выливает в реку Евфрат), пересыхание Евфрата и тотчас же следующий за всем этим сбор всех сил зла в конкретном географическом месте Армагеддон.

 Об этом можно прочитать здесь: Что станет знаком начала Армагеддона?

Сразу после сбора сил зла на обозначенном в Откровении месте, собственно, и начинается последняя в мировой истории битва добра и зла. Битвой Армагеддон именуется, конечно, чисто номинально. По факту он будет резко отличаться от привычных нам земных генеральных сражений: битвы за Москву, Сталинград. В нем (Армагеддоне) не будет широкомасштабных боевых действий (по-гречески «полемос»), не будет даже отдельных единоборств («пале»). Весь Армагеддон станет судом Божиим над миром: грешным городом Вавилоном («вавилонской блудницей»), над принявшими печать жителями Вавилона, а также над «администрацией» города: сатаной, антихристом и лжепророком. Иначе говоря, это будет даже не битва за Берлин, но новый «Нюрнбергский процесс» над закоренелыми, не желающими каяться преступниками-рецидивистами, согрешившими против Закона Божия.

В. ВАснецов. Страшный суд. Картон для росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе Яндекс. Картинки
В. ВАснецов. Страшный суд. Картон для росписи Владимирского собора в Киеве. Изображение взято на сервисе Яндекс. Картинки

Начало битвы в Откровении знаменует седьмая чаша гнева Божия, которую Ангел выливает на воздух. После этого из храма небесного от престола раздается голос, говорящий об исполнении предопределения Божия. А в мире происходят великие знамения:

«Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» (Откр.16:17).

Чаша выливается на воздух для того, чтобы, как верно говорит Беда Достопочтенный, «кровь мщения» достигла нечистых духов, то есть, чтобы на «воздушные силы излилась последняя кара» («Изложение Откровения»). Небесный голос, «говорящий: совершилось!», воплощает, по мысли прп. Андрея Кесарийского, исполнение «божественного повеления». Этот голос раздается для того, чтобы обозначить конец прежней жизни и ознаменовать начало жизни новой, в которой истребляется последний враг - смерть (1Кор.15:26). Великие знамения: гласы, молнии и громы - открывают глубину Божественного Промысла. Прп. Андрей Кесарийский сравнивает эти знамениями с теми, что видел Моисей на горе Синай. Толкователь Откровения полагает, что эти знамения указывают на «ужасающую силу во время происходящего во время будущего пришествия Христова» («Толкование на Апокалипсис»).

Жан-Леон Жером. Моисей на горе Синай. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Жан-Леон Жером. Моисей на горе Синай. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

После всех этих великих знамений, собственно, и начинается Армагеддон - страшный и нелицеприятный суд Божий. Первым ответчиком в процессе Бога против сатаны становится мир сей, то есть все те царства мира со славой их, которые диавол своею властью подчинил себе, а во время искушения обещал Иисусу (Матф.4:8).

В акте общего суда над миром обнаруживаются конкретные локации (города), наиболее виновные в нарушении заповедей и установлений Божиих. Это, во-первых, некий «великий город», распавшийся на три части. Во-вторых, «города языческие», которые просто «пали». И, в-третьих, «Вавилон великий», который «воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (Откр.16:19).

«Великий город» - это, конечно, Иерусалим, «город будущего антихристианского царства» (А. П. Лопухин. «Толковая Библия»). Иерусалим называется великим не по количеству зданий и не по размерам, а по тому, что с древности считался великим по благочестию и по вере. Разделение Иерусалима на три части означает разделение на три группы людей: христиан, язычников и еретиков (прп. Андрей Кесарийский, свт. Кесарий Арелатский, Примасий).

«Языческие города» у епископа Примасия Гадруметского - это «вся сила и самоуверенность язычников» («Комментарий на Откровение»). Падение языческих городов означает в Откровении или их разрушение или «уменьшение и прекращение языческой жизни с пришествием Божественного царства, которое, по Даниилу, восприимут Святые(Дан.7:27)» («Комментарий на Откровение»).

«Вавилон» - это антипод «великого города», Иерусалима. У А. П. Лопухина Вавилон - это тот же Иерусалим, но не как географическая величина, но как «центральный пункт будущего антихристианского царства» («Толковая Библия»). Иерусалим превращается в Вавилон, ибо даже во время первого пришествия Христова «великий город» славился надменностью и чванством и именно в нем был распят Господь Иисус Христос. Посему перед вторым пришествием Христа этот рассеянный житейскими заботами город, возвеличившийся богатством, придет на память Богу и испиет чашу гнева Его (свт. Андрей Кесарийский).

Таким образом, суд миру сему будет неодинаковым. «Великий город» разделится на христиан настоящих, мнимых и язычников. Языческие города (и народы) умалятся и упразднятся. А воинствующим язычникам придется вкусить гнева Божия.

Седьмая казнь египетская. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Седьмая казнь египетская. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Об этом гневе повествуется в 21 стихе 16 главы Откровения. Согласно святому Иоанну, упорно противящихся истине Божией постигнет кара, подобная седьмой египетской казни (Исх.9:23-24). Это казнь крупным градом с неба. Автор Откровения говорит:

«И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (Откр.16:21).

Не стоит, конечно, смешивать град из Книги Исход и град из Книги Откровения. Это два совершенно разных феномена (хотя и с совершенно одинаковым смыслом в аспекте Библии). В книге Исход град - обычное природное явление (вид ливневых осадков в виде частиц льда круглой формы). Он приобретает смысл наказания Божия в контексте египетских казней. В Книге Откровения град - это метафора, обозначающая гнев Божий (поскольку и град, и гнев Божий нисходят сверху - с неба). Святой Иоанн Богослов берет такой образ у пророка Иезекииля, который говорил: «Гнев Божий словно град падающий» (Иез.13:13).

В Откровении град обозначает даже не обычный гнев Божий за какое-то отдельное преступление, но неумолимость воздаяния, полноту Его ярости, ибо градина изображается величиной в целый талант (ветхозаветный талант - это мера веса, равная в среднем 30 килограммам). А таких больших градин в мире просто не бывает.

Примасий Гадруметский полагает, что в этом месте Писания говорится еще и справедливости суда Божия над грешниками. Ибо Божественное наказание будет определяться с учетом различия грехов. Ибо у разных народов (например, у греков и римлян) мера таланта разная. Так же избирательно и универсально (каждый по делам его) будут судиться и грешники. Каждому дастся своя, особая градина. Каждая овечка будет подвешена, как говорит блаженная Матрона, за свой хвостик.

Блаженная Матрона Московская. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Блаженная Матрона Московская. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Что касается хулы людей на Бога за язвы от града, то Примасий видит эту хулу не обычным грехом (рядовым в числе других грехов), но и карой за страшный грех богохульства. Епископ пишет: «Здесь хула на Бога за град является и грехом, и наказанием за грех, которое состоит в том, что нечестивые ослепли настолько, что и, получая наказание, не приходят в себя, и от наказаний становятся еще более злыми и безумными» («Комментарий на Откровение»).

Итак, Армагеддон начнется с суда Божия над миром, который во зле лежит. Осудятся, то есть уничтожатся (как функционирующие государства или экономические сообщества) языческие города и Вавилон. Разделится «великий город» Иерусалим, чтобы еретики и язычники также подверглись осуждению Божию и испили вино Его ярости.

В связи с этим возникает ряд вопросов... Что же станет с "настоящими" христианами? Придут ли они на суд? А если не придут, то куда они денутся, когда с неба будут падать градины величиной с талант?

Вместо меня ответит святой Иоанн Богослов. Но уже не словами Откровения, но словами Евангелия. У евангелиста Иоанна подлинные христиане освобождаются от суда. Это происходит потому, что они (христиане) слушают Слово и веруют во Христа (как Сына Божия), отчего и наследуют Царство. Вот цитата:

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Откр. 5:24).

На вопрос о том, куда христиане денутся во время града, отвечает все то же Откровение. В 20 стихе приводятся загадочные слова: «И всякий остров убежал, и гор не стало» (Откр.16:20).

Толковать эти слова следует не буквально, но символически. У Беды Достопочтенного с островами и горами сравнивается церковь. Ибо она есть столп и утверждение истины и скрывается от нападений благодаря данной ей Богом устойчивости (Матф.16:18).

Прп. Андрей Кесарийский дает чуть более детальное толкование 20 стиха. У этого отца острова - это, собственно, Церкви, а горы - начальствующие в них (епископы и священники как заместители епископов). Прп. Андрей не исключает географического перемещения в пространстве верующих во время гонений. Он полагает, что одни побегут с востока на запад. А другие: с запада на восток. Ибо Господь предупредил о великой скорби (Матф.24:21).

Таким образом, верные христиане спасутся в Церкви под руководством оставшихся верными Богу епископов и священников. По сути дела, святой Иоанн как бы повторяет известный тезис: «Вне Церкви нет спасения». Но в очень узком эсхатологическом ключе.

Посему, если хотим спастись, пойдем в храм Божий и поставим свечки за здоровье живых и за упокой ушедших. Чтобы помочь им, и чтобы они помогли нам. Чтобы Церковь земная, воинствующая, и Церковь небесная, торжествующая, молитвенно воссоединились.

Продолжение здесь: Армагеддон: конец царства Антихриста

Читайте также другие статьи:

Что является подлинной причиной бунта схиигумена Сергия (Романова): Библейский контекст

Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя

Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666

Вознесение Господне: почему Иисус Христос "бросил" учеников?

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?

Как Богоматерь входит во храм, если Закон разрешал входить в храм только священникам?