Найти в Дзене
История и культура Евразии

Киданьская империя Ляо - уникальная империя оседлых и кочевников

Оглавление

В истории кочевых народов Великой Степи мне лично наиболее интересны кидани и два их государства - Ляо и Западное Ляо.

Кидани смогли создать уникальную государственное устройство, которое позволяло не потеряв кочевых навыков управлять земледельцами и культуру, впитавшую все лучшее из оседлого и кочевого мира.

Больше никому не удалось создать таких государств. Даже манчжуры, покорившие Китай и Золотая Орда правившая русскими княжествами по сути оставались чужеродными образованиями-кочевниками, которые не смогли создать единую структуру с оседлыми.

Основой государственности киданей являлось преемственность как кочевых, так и китайских традиций.

В 947 году киданьский каган Абаоцзи объявил о начале новой китайской династии Ляо.

Это единственная некитайская династия, которая официально считается во всех хрониках Китая как "китайская".

Абаоцзы создал "дуальную" систему управления государством.

Были сформированы две администрации - северная и южная.

Северная управляла киданями и всеми кочевниками. Южная управляла китайскими провинциями. Соответственно в северную назначались только кидани, а в южную только китайцы.

Северная администрация находилась в Шанцзине (Манчжурия - зимняя ставка) и Датуне (Внутрення Монголия - летняя ставка). Южная администрация располагалась в Наньцзине (около совр.Пекина).

Кидани также прекратили практику нападений на неподвластные китайские земли и перешли к практике получения дани.

В 936 г. киданьский император, воспользовавшись мятежами в Поздней Тан, разгромил правительственные войска, провозгласил Ши Цзитана императором Гао-цзу (династия Поздняя Цзинь) и заключил с последним весьма выгодный договор: области Синньчжоу, Учжоу, Юньчжоу, Инчжоу, Шочжоу и др. переходили киданям, а Гоу-цзу «обещал ежегодно присылать 300 тыс. кусков шелка» - Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху // Введение, перевод и коммент. В. С. Таскина. – М.: Наука. Гл. ред. восточной лит-ры, 1984. – 486 с.

В киданьских землях жили и китайцы, которые вначале приводились туда в качестве пленников, а затем стали привлекаться как квалифицированная рабочая сила.

В окружении Абаоцзи было немало китайцев, причем некоторые из них занимали весьма высокие должности Уже в этот период можно говорить о развитии процессов интеграции кочевого и оседлого населения в киданьских владениях. Не исключено, что китайские мигранты и пленные основали город в Силоу. В «Цидань го чжи» также упоминается деятельность китайца Хань Янь-хуэй, научившего киданей «организации официальных учреждений, постройке городов, обнесенных внутренним и внешними стенами, и созданию торговых местечек для поселения китайцев» - монография С.Васютина ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОМАДНО-ОСЕДЛОГО ОБЩЕСТВА В ИМПЕРИИ ЛЯО

Именно китайцы научили киданей строить и жить в городах. При этом кидани жили в них только в зимний период, а в летний период откочевывали на летние пастбища.

Так сложилась уникальная модель оседло-кочевого симбиоза, которая позволяла киданям не просто управлять Китаем, а самое главное сохранить при этом все навыки кочевого образа жизни.