Найти тему
Город Москва

Грязи было по колено: история уборки Московских улиц

Французский писатель Теофиль Готье, посещавший в XIX веке Москву и Петербург, писал, что в России даже бедняки не жалеют дров и имеют привычку к бане. А что насчет чистоты улиц?

Вид на Лубянскую площадь со стороны Никольских (Владимирских) ворот. XIX век. Главархив Москвы
Вид на Лубянскую площадь со стороны Никольских (Владимирских) ворот. XIX век. Главархив Москвы

Добиться порядка на улицах не удавалось долго: столетиями иностранные гости писали, что в Москве можно застрять в грязи. Яков Рейтенфельс, курляндский дипломат, писал:

«Улицы мощены не камнем, а деревянными бревнами, которые постоянно плавают в грязи либо покрыты слоем пыли; гладкая дорога бывает только зимою, когда все покрывается снегом и льдом».
А. Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913 год.
А. Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913 год.

Но и местные были не рады такому положению дел, и в конце XVII века началось сооружение каменных мостовых.

Петр I практически создал ЖКХ в Москве: его указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицу и переулки» обязывал горожан заботиться о чистоте и порядке. За этим следили дворники и полиция. Наказ соблюдался исправно – испытывать крутой нрав государя никому не хотелось.

В середине XVIII века на улицах Москвы появились дворники, которых набирали из бывших военных. Мужчины в фартуке, с метлой, служебной бляхой и свистком вскоре стали привычным элементом городского пейзажа.

Московский дворник. Конец XVIII — начало XIX века
Московский дворник. Конец XVIII — начало XIX века

А во второй половине XIX века в Москве начали поливать улицы. Для этого на конные повозки устанавливали специальные деревянные бочки с водой. Но прогресс быстро шел вперед – в городе увеличивалось количество машин, а значит, и объем пыли. Технологии уборки улиц стали совершенствовать.

Московские извозчики в ожидании пассажиров; на переднем плане – уборка территории. 1930-е годы
Московские извозчики в ожидании пассажиров; на переднем плане – уборка территории. 1930-е годы

Городские службы попробовали убирать улицы из рукавов с использованием водопровода. Этот способ был куда лучше полива из бочек, но воды расходовалось вдвое больше. К тому же водопровод был далеко не везде – примерно в трети московских домовладений. А для повсеместной установки поливочных кранов требовались огромные средства.

Доклад Московской городской управы о мероприятиях по улучшению поливки улиц. 6 марта 1913 года
Доклад Московской городской управы о мероприятиях по улучшению поливки улиц. 6 марта 1913 года

В 1912 году провели опыт: на переделанный грузовик поставили цистерну объемом 400 ведер с аппаратом-разбрызгивателем. Эксперимент оказался удачным: автомобиль не затруднял уличное движение, а струю можно было регулировать в зависимости от ширины улицы.

Выписка из журнала Московской городской думы о приобретении трех автомобилей-цистерн для поливки улиц. 26 марта 1913 года
Выписка из журнала Московской городской думы о приобретении трех автомобилей-цистерн для поливки улиц. 26 марта 1913 года

В 1913 году Московская городская дума закупила три автомобиля-цистерны на 30 тысяч рублей (по 10 тысяч рублей каждая). Они работали даже во время Первой мировой войны.

А первые поливальные и подметальные машины отечественного производства появились в середине 1930-х годов. Они долгое время очищали улицы от пыли и помогали охлаждать дороги в жаркие дни.

Вид на Спасскую башню Кремля со стороны улицы Ильинки. На переднем плане – уборка территории. Фото П.П. Павлова. Конец XIX — начало XX века
Вид на Спасскую башню Кремля со стороны улицы Ильинки. На переднем плане – уборка территории. Фото П.П. Павлова. Конец XIX — начало XX века