Найти тему

Фильм "Дуэлянт": нуар и сатисфакция

Привет, Друзья!

Когда я смотрел фильм "Девятая", то думал: что же это всё мне напоминает: Петербург конца 19-го века, нереальность происходящего, красивая картинка. И вспомнил фильм "Дуэлянт" режиссёра Алексея Мизгирёва.

Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть фильм с осторожностью.

Постер фильма. Взято с сайта https://www.kinomania.ru/
Постер фильма. Взято с сайта https://www.kinomania.ru/

Даже по постеру видно, что нас ожидает красивый фильм. Постер не обманул — кино действительно снято очень хорошо. Достаточно ли красивых съёмок для того, чтобы картина стала шедевром, мы с вами и узнаем.

Сюжет фильма таков. Дождливый и слякотный Санкт-Петербург времён императора Александра II. Главный герой — отставной офицер Яковлев — участвует в дуэлях, представляя одного из противников, и получает потом за это "гонорар".

Чемоданчик с дуэльными принадлежностями. Кадр взят с сайта https://www.kinobusiness.com/
Чемоданчик с дуэльными принадлежностями. Кадр взят с сайта https://www.kinobusiness.com/

Вот тут давайте остановимся и попробуем разобраться: какой смысл вкладывается в слова "представляя одного из противников". Как это? Казалось бы, что проще: обидчик, оскорблённый, секунданты, врач — весь нехитрый набор участников. Пушкин-Дантес, Лермонтов-Мартынов и ещё огромное количество дуэлянтов, и никаких замен. Всё не так просто, друзья. Кто такие упомянутые выше Пушкин, Дантес, Лермонтов? Это взрослые, здоровые люди, но как поступать, если обидчиком или оскорблённым был несовершеннолетний или пожилой человек? Дама или инвалид без руки? Умерший человек (ведь могли оскорбить честь покойного)? В таких случаях допускалась замена. Фильм начинается с перечисления нескольких пунктов "Дуэльного кодекса Российской Империи". Пункты совпадают (с некоторыми изменениями) со статьями дуэльного кодекса Дурасова. Правда, кодекс Дурасова был опубликован в 1912 году, спустя полвека после описываемых событий. Кодекс досконально определял порядок замены. Само существование подобных чётких правил было парадоксом: дуэли были строго запрещены. Например, в воинском артикуле, принятом Петром I, чёрным по белому было написано (пункт № 139):

"...Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются… Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить..."

Дуэли запрещали не только Пётр I, но и Екатерина II, и другие государи. Правда, судя по всему, строгие наказания к участникам дуэли не применялись за исключением некоторых редких случаев. Исследователи отмечают, что ко второй половине 19 века отношение к дуэлям значительно смягчилось, на поединки смотрели "сквозь пальцы".

Ещё один постер фильма. Взято с сайта https://www.kinomania.ru/
Ещё один постер фильма. Взято с сайта https://www.kinomania.ru/

Вернёмся к сюжету. Яковлев (в исполнении Петра Фёдорова, который уже встречался нам в фильме "Спутник") стреляется за деньги на дуэлях — убивает за награду. Мерзкое занятие. Правда, все жертвы Яковлева — известные в городе бретёры: заядлые дуэлянты и задиры, аристократические гопники 19 века. Секундант Яковлева — немецкий барон, он и поставляет Яковлеву "клиентов". Интересное совпадение: все, кого Яковлев застрелил на дуэлях — кредиторы некоего графа Беклемишева (в исполнении Владимира Машкова). Граф Беклемишев — фаворит великой княгини Александры Иосифовны (супруги великого князя Константина Николаевича — младшего брата императора Александра II). Высший свет стремится попасть на бал или раут к Беклемишеву, знатные особы стоят в очереди на приём к графу. Принимает гостей Беклемишев не где-нибудь, а в здании Нового Эрмитажа (тот самый корпус Эрмитажа, который с атлантами). Граф умеет пускать пыль в глаза, но видно, что он банкрот, и уничтожение кредиторов — самый верный способ хотя бы временно оставаться на плаву. Беклемишев знакомится с княжной Марфой, богатой наследницей рода Тучковых. Её деньги очень бы пригодились Беклемишеву, да только брат княжны видит натуру графа насквозь и всё время путается под ногами.

А вот и Беклемишев. Кадр взят с сайта https://www.kinobusiness.com/
А вот и Беклемишев. Кадр взят с сайта https://www.kinobusiness.com/

Яковлеву иногда не везёт, и его ранят на дуэлях. В такие моменты главный герой погружается в забытьё и видит картины своей жизни. В прошлом он — подпоручик Колычев, который из-за интриг Беклемишева подвёргся наказанию шпицрутенами, был лишён офицерского звания и сослан на Алеутские острова.

Сейчас Яковлева-Колычева будут бить(((. Кадр взят с сайта https://www.kinobusiness.com/
Сейчас Яковлева-Колычева будут бить(((. Кадр взят с сайта https://www.kinobusiness.com/

Нынешний Яковлев и на самом деле был когда-то лишённым всего офицером Колычевым. Найдя тело погибшего при кораблекрушении офицера, Колычев забрал его документы на имя Яковлева и начал новую жизнь. Но ненависть к Беклемишеву осталась...

На этом пересказ сюжета позвольте завершить. Надеюсь, вы сами узнаете, чем завершилась эта история. Лучше давайте узнаем несколько интересных фактов о фильме и обсудим недостатки и достоинства картины.

  • Для фильма были приобретены настоящие дуэльные пары пистолетов того времени. Оружейные мастера реставрировали оружие и сделали его боевым.
  • События, происходящие на Алеутских островах, снимались в Мурманской области в Териберке (привет, фильм "Левиафан").
  • Костюмы героев были скроены и пошиты по лекалам второй половины 19 века.
  • В большинстве сцен Петербург — не продукт компьютерной графики. Улицы заливали водой, на мостовые вываливали тонны грязи из самосвалов. Некоторые детали добавлены: какие-то фантасмагорические стройки, несуществующие мосты.
Вот он — Петербург в фильме. Кадр взят с сайта https://www.kinobusiness.com/
Вот он — Петербург в фильме. Кадр взят с сайта https://www.kinobusiness.com/

Интересные факты — это, конечно, замечательно, но к нам уже летит маленькая зловредная пчела и несёт свою капельку дёгтя в бочку сладкого мёда. Мощный продюсерский дуэт Роднянский-Мелькумов выдал в 2019 году вполне достойную работу — фильм "Девятая". Возможно, "Девятая" не был шедевром планетарного значения, но это ладно скроенная картина, не лишённая логики повествования. Почему та же пара продюсеров за несколько лет до "Девятой" допустила так много "косяков" с "Дуэлянтом"? Давайте разберём по пунктам, и снова большинство претензий будет связано, к сожалению, со сценарием.

  • Понимает ли граф Беклемишев, что униженный и фактически уничтоженный им офицер Колычев — это и есть дуэлянт Яковлев? Если понимает, то он рисковый парень. Если не понимает, то он идиот, но ловкий плут и интриган, вечно ходящий по тонкому краю, не может быть таким глупцом. Другое дело, Яковлев почти до самого конца фильма не знает, кто истинный заказчик, кто автор карточек с именами людей, против которых он должен выступить на дуэли. Если таким образом Беклемишев хочет избавиться от Яковлева (ведь исход дуэли на пистолетах всегда непредсказуем), то фильм приобретает новые краски, и я снимаю шляпу. Хотя в картине мы видим, что граф не чурается грязных способов решения своих проблем, и вряд ли бы задумывал такой сложный план, чтобы убить Яковлева.
  • Куча непонятных фраз не к месту. Иногда построение диалогов напоминает диалоги русских мафиози в голливудских фильмах 80-х: коряво, с акцентом и не в тему. Пару реплик добавить в некоторые эпизоды, что-то убрать — цены бы фильму не было.
  • Я понимаю, что это кино, поэтому не обсуждаю сцену в офицерском собрании с участием брата настоящего Яковлева. Юный, гордый и симпатичный брат Яковлева поступил благородно и сыграл свою маленькую, но важную роль в развязке всей истории. Но! Какого, извините, чёрта граф Беклемишев находится под защитой Императорского общества офицеров. Почему?! Да, он возлюбленный великой княгини, но не это же причина. Российские офицеры защищают подонка. Не comme il faut, господа!
  • Совершенно глупая и бессмысленная сцена секса в карете. Я не против подобных сцен, особенно когда в них принимают участие такие красивые люди как актриса Юлия Хлынина (княжна Марфа) и актёр Пётр Фёдоров (Яковлев), но сценарист наверно пересмотрел английских фильмов в стиле нуар и стимпанк. Чем иногда отличается английское кино: внезапный секс, который не приносит удовольствия ни участникам, ни, тем более, кинозрителям.

Больше придираться не буду, но обращусь к режиссёру фильма Мизгирёву.

Алексей Юрьевич, Вы очень талантливый режиссёр, Вы надежда и будущее российского кинематографа, но, пожалуйста, не пишите сценарии самостоятельно. Алексей Юрьевич, Вы творец, Вы мыслите образами, а написание сценария — это математический процесс. Мы, зрители, люди простые, но искренние: мы хотим верить происходящему. Люди в кино должны общаться как люди в жизни, если только жанр не подразумевает обратное.

А теперь про плюсы фильма. Их много, поверьте.

  • Невероятно красивая картинка. Построение кадра, цветовые решения, продолжительность сцен — везде чувствуется рука мастера.
  • Петербург в фильме — полноценный герой. Не главный, но и не второстепенный персонаж. Он не выпячивает себя, но он повсюду. Дождь, деревянные настилы, грязь, кареты, узкие улицы. Петербург начала промышленной революции и бесконечных строек.
  • Очень хорошие актёры. Машков, сыгравший циничного графа Беклемишева, Фёдоров в роли жёсткого дуэлянта Яковлева, Кузнецов — верный бессловесный слуга Колычева, Гармаш — однорукий провинциальный дворянин и многие другие.

В общем, смотрите. В фильме много интересных деталей, которые я не хочу вам выдавать. Ведь самостоятельно увидеть какую-то мелочь — огромное удовольствие.

Напоследок хочу процитировать "Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным" (Жорж Геккерен, как вы уже поняли, это Дантес):

  • Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  • Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  • Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  • Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  • Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  • Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Каков был итог, вы помните. Мы потеряли великого поэта. Поэтому, друзья, берегите себя и никогда не участвуйте в дуэлях.

"...Стрелять не трудно. Убивать — вот настоящая наука..."

Режиссёр: Алексей Мизгирёв

Название фильма: "Дуэлянт", 110 минут, Россия, 2016 год

Жанр: Триллер, Драма

При написании обзора использовались материалы с сайтов: https://ru.wikipedia.org/, https://www.culture.ru/, https://ru.wikisource.org/, http://www.hist.msu.ru/, https://www.cinemafia.ru/, http://www.koryazhma.ru/ и другие источники.