Найти в Дзене
Цех

8 интригующих документальных фильмов

Оглавление

Каждую неделю в руб­ри­ке «Смот­ри и учись» мы публикуем подборку документальных фильмов, которые нам советуют экс­пер­ты в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния и кино, из­вест­ные лю­ди и друзья «Цеха». Из этих рекомендаций мы выбрали 8 самых ярких фильмов — о жизни в России и на Земле, рэпе и человеческих отношениях. С ними еще один выходной пройдет не только весело, но и с пользой: из хо­ро­ше­го до­ку­мен­таль­но­го кино мож­но по­черп­нуть не мень­ше зна­ний, чем из це­ло­го он­лайн-кур­са.

Unsplash
Unsplash

Михаил Давыдов, куратор платформы российского фестивального кино «Пилигрим»

«Катя», Анна Ши­шо­ва

Трейлер фильма

Это кино о де­вуш­ке, ко­то­рая пу­те­ше­ству­ет по Ин­дии. По­сте­пен­но она рас­ска­зы­ва­ет свою ис­то­рию: она по­би­ра­лась на ули­це, упо­треб­ля­ла нар­ко­ти­ки, но смог­ла вы­рвать­ся и те­перь вся ее жизнь — это веч­ное пу­те­ше­ствие. Ино­гда она оста­нав­ли­ва­ет­ся, ра­бо­та­ет и едет даль­ше. Это по­ко­лен­че­ское кино о по­ис­ке сво­ей иден­тич­но­сти и гар­мо­нии с ми­ром. Фильм очень силь­ный и по­лу­чил мно­же­ство на­град. Кадр за кад­ром, сквозь бес­ко­неч­ные па­но­ра­мы го­ро­дов, мы ста­но­вим­ся все бли­же к глав­ной ге­ро­ине. Глав­ная ее мысль: в этом ходе вре­ме­ни мы все — пу­те­ше­ствен­ни­ки, и мне это очень близ­ко. Ко­гда меня спра­ши­ва­ют, что по­смот­реть на Пи­ли­гри­ме, я сра­зу на­зы­ваю этот фильм — бес­про­иг­рыш­ный ва­ри­ант.

«Пей­заж», Сер­гей Лоз­ни­ца

Сер­гей Лоз­ни­ца — клас­сик, его филь­мы се­го­дня по­ка­зы­ва­ют на всех ве­ду­щих ми­ро­вых фе­сти­ва­лях. Но я хо­тел бы вспом­нить его кар­ти­ну «Пей­заж», ко­то­рую он снял в на­ча­ле 2000-х. Боль­шая часть филь­ма сня­та од­ним «плы­ву­щим» кад­ром с неко­то­ры­ми тех­ни­че­ски­ми склей­ка­ми. Сна­ча­ла ка­ме­ра очень мед­лен­но едет по ули­це ма­лень­ко­го рос­сий­ско­го го­ро­да, а даль­ше — мимо лю­дей, жду­щих ав­то­бус. На оста­нов­ке слыш­ны об­рыв­ки фраз, но мы не мо­жем ни на чем скон­цен­три­ро­вать­ся — ка­ме­ра идет даль­ше. В ка­кой-то мо­мент этот при­ем обо­ра­чи­ва­ет­ся силь­ной ме­та­фо­рой жиз­ни в пост­со­вет­ской Рос­сии, на­хо­дя­щей­ся в веч­ном ожи­да­нии. Ка­жет­ся, что здесь все про­сто, но на са­мом деле — это боль­шое ху­до­же­ствен­ное кино.

Подборку целиком можно прочитать здесь

Анастасия Лотарева, главный редактор «Таких дел»

«Аме­ри­кан­ская фаб­ри­ка», Сти­вен Бо­гнар и Джу­лия Рай­херт

«Аме­ри­кан­ская фаб­ри­ка» — нет­флик­сов­ский се­ри­ал о том, как аме­ри­кан­ские ра­бо­чие по­сле кри­зи­са 2008 года оста­лись без сво­ей фаб­ри­ки и ма­лей­шей воз­мож­но­сти ра­бо­тать. Здесь есть ин­те­рес­ная кол­ли­зия с ми­гран­та­ми: хо­зя­е­ва фаб­ри­ки при­во­зят ки­тай­ских ра­бо­чих, ко­то­рые при­вык­ли тру­дить­ся без вы­ход­ных и празд­ни­ков. Ки­тай­цы в ужа­се от идеи соз­дать проф­со­юз, а ко­гда его все-таки со­зда­ют, ак­ти­ви­стов на­чи­на­ют уволь­нять. Мо­жет быть, в опи­са­нии фильм ка­жет­ся не очень ин­те­рес­ным, од­на­ко здесь хо­ро­шо по­ка­зан мир то­та­ли­тар­но­го ка­пи­та­лиз­ма и его раз­ных мо­де­лей, а так­же ста­вят­ся (при­чем не ав­то­ра­ми филь­ма, а са­мим дей­стви­ем) весь­ма небезын­те­рес­ные эти­че­ские во­про­сы, от­ве­тов на ко­то­рые все чаще нет.

BEEF: Русский хип-хоп, Рома Жиган

Ужасно смешной фильм Ромы, прошу прощения за выражение, Жигана, про русский хип-хоп. Его я как раз слушаю (хип-хоп, а не Жигана) в отличие от группы "Грибы". Фильм сделан супернаивно и, в том числе поэтому, хорош: видно, что человек делал на разрыв рубахи, многие спикеры примерно так и говорят. Мне скорее понравился подход, хотя отдельных здоровых пластов тут даже намеком не обозначено. Скорее, пойдет для тех, кто хочет познакомиться с явлением и понять, что там бормочут в колонках у младшего поколения. Да и у старшего тоже -- как сказала мне недавно моя одиннадцатилетняя дочь: "Оксимирон для дедушек". И для бабушек, очень его люблю!

Подборку целиком можно прочитать здесь

Екатерина Визгалова, главный редактор портала Гильдии неигрового кино

Homo Sapi­ens, Ни­ко­лаус Гайр­халь­тер

В двух­ча­со­вом филь­ме «Хомо Са­пи­енс» нет ни од­но­го че­ло­ве­ка. Вся кар­ти­на со­сто­ит их ста­тич­ных об­щих пла­нов раз­ных мест на Зем­ле, за­бро­шен­ных че­ло­ве­ком. Боль­ни­цы, тор­го­вые цен­тры, пар­ки ат­трак­ци­о­нов, биб­лио­те­ки, аэро­пор­ты, зад­ние дво­ры, шко­лы, а по­рой во­об­ще объ­ек­ты непо­нят­но­го на­зна­че­ния, ко­то­рые по­че­му-то ока­за­лись лю­дям без на­доб­но­сти. Каж­дый кадр длит­ся до­ста­точ­но дол­го — так, что­бы мож­но было раз­гля­деть все его де­та­ли и пред­ста­вить, что было, ко­гда здесь были люди. Вре­ме­ни до­ста­точ­но по­ду­мать и о том, по­че­му они все ушли. По­сте­пен­но зре­ли­ще пре­вра­ща­ет на­блю­да­те­ля в пу­те­ше­ствен­ни­ка с дру­гой пла­не­ты или из бу­ду­ще­го, по­пав­ше­го на обез­лю­дев­шую Зем­лю и пы­та­ю­ще­го­ся по­нять, кто и как здесь жил. Кос­мос! 

«Рож­ден­ные в СССР», Сер­гей Ми­рош­ни­чен­ко

Цикл филь­мов «Рож­ден­ные в СССР. Се­ми­лет­ние», «14-лет­ние», «21-лет­ние» и так да­лее — гран­ди­оз­ный опыт длин­ною в жизнь. В на­ча­ле про­ек­та в филь­ме сни­ма­лись 20 де­тей из раз­ных рес­пуб­лик, ро­див­ши­е­ся в 1983 году. По­взрос­лев, неко­то­рые из них пе­ре­ста­ли сни­мать­ся. Ге­рои рас­ска­зы­ва­ют о себе, сво­их се­мьях, лю­би­мых за­ня­ти­ях и меч­тах. Маль­чик-дет­до­мо­вец, де­воч­ка из мно­го­дет­ной се­мьи, близ­не­цы-ху­ли­га­ны, де­ре­вен­ская де­воч­ка и де­воч­ка-вун­дер­кинд…. Че­рез семь лет, мы воз­вра­ща­ем­ся к ним же и на­блю­да­ем, что из­ме­ни­лось в их судь­бе и взгля­дах на мир. И по­том еще че­рез семь лет, и еще че­рез семь. Жизнь устро­е­на так, что с воз­рас­том мы при­об­ре­та­ем не толь­ко опыт, но по­зна­ем все боль­ше по­терь и разо­ча­ро­ва­ний, по­это­му, ко­неч­но, и каж­дый по­сле­ду­ю­щий фильм груст­нее преды­ду­ще­го. Но смот­реть все рав­но ин­те­рес­но — в этом про­ек­те неис­чер­па­е­мое ко­ли­че­ство тем для раз­мыш­ле­ний.

Подборку целиком можно прочитать здесь

Мария Чупринская, продюсер и актриса Театра.doc

«Ди­кий, ди­кий пляж. Жар неж­ных», Алек­сандр Рас­тор­гу­ев

Этот фильм — в спис­ке лю­би­мых у всех до­ку­мен­та­ли­стов. Саша снял чер­но­мор­ское по­бе­ре­жье, от­дых на ди­ком пля­же. Здесь по­ка­за­на са­мая суть жиз­ни: люди си­дят, ле­жат, зе­ва­ют, че­шут­ся, тро­га­ют лицо, едят, вы­пи­ва­ют, сме­ют­ся и це­лу­ют­ся. Это кино с вос­тор­гом при­нял так на­зы­ва­е­мый ци­ви­ли­зо­ван­ный мир — ан­ти­под ди­ко­му пля­жу. Фильм взял глав­ный приз IDFA в Ам­стер­да­ме. Обя­за­тель­но по­смот­ри­те его, и пусть вер­блюд фо­то­гра­фа Жени по­рвет и ваше серд­це в лос­ку­ты.

Саша Рас­тор­гу­ев был убит 31 июля 2018 года в Цен­траль­но­аф­ри­кан­ской рес­пуб­ли­ке с жур­на­ли­стом Ор­ха­ном Дже­ма­лем и опе­ра­то­ром Ки­рил­лом Рад­чен­ко. По­ве­рить в слу­чив­ше­е­ся до сих пор не очень по­лу­ча­ет­ся. В из­да­тель­стве «Се­анс» о нем недав­но вы­шла кни­га «Алек­сандр Рас­тор­гу­ев. Жар неж­но­го».

«Кино для Кар­ло­са», Ре­на­то Бор­райо Сер­ра­но

Ре­на­то — ве­се­лый и ку­че­ря­вый гва­те­ма­лец — еще один вы­пуск­ник Шко­лы Раз­беж­ки­ной-Уга­ро­ва, снял кино о сво­ем сыне Кар­ло­се. На по­ро­ге пер­вый Но­вый год в жиз­ни ма­лы­ша. Он окру­жен по­вы­шен­ным вни­ма­ни­ем ба­буш­ки — тети Ла­сточ­ки, ко­то­рая его, ко­неч­но, лю­бит, но «луч­ше бы нос был у Кар­ло­са по­мень­ше, кожа ка­кая-то смуг­лая, да и имя…». Это убой­ная ко­ме­дия — ред­кая пти­ца в до­ку­мен­та­ли­сти­ке. Си­ту­а­ции, ко­то­рые в боль­шин­стве се­мей при­ве­ли бы к бе­ше­ным кон­флик­там и аду, сня­ты ка­ме­рой Ре­на­то с та­ким при­ня­ти­ем и че­ло­веч­но­стью, что хо­чет­ся рас­це­ло­вать все се­мей­ство и под бой ку­ран­тов по­же­лать ма­лы­шу Кар­ло­су рас­ти са­мым счаст­ли­вым с но­сом лю­бо­го раз­ме­ра.

Подборку целиком можно прочитать здесь

Все са­мое ин­те­рес­ное в пре­де­лах ва­шей лен­ты — на стра­ни­це «Цеха» в In­sta­gram

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.