Найти тему

Памятники русским морякам в Летнем Саду Кронштадта

Город Кронштадт начал строиться почти одновременно с Петербургом. Строительством обоих городов лично руководил царь Пётр. Да и позже судьба Кронштадта была тесно связана с судьбой Петербурга. Поэтому не удивительно, что Кронштадт во многих отношениях очень похож на своего старшего брата. В Кронштадте такая же правильная, как в Петербурге, даже ещё гораздо более правильная прямоугольная планировка улиц. В Кронштадте есть Адмиралтейство, Обводный канал, Гостиный Двор и Летний Сад.

Летний Сад был основан Петром I, здесь стоял домик Петра, от которого давно уже ничего не осталось. А в 19 - 20 веках здесь появились памятники русским морякам. Памятники интересные и необычные, они заслуживают того, чтобы о них рассказать.

В 1828 году был установлен памятник мичману Александру Александровичу Домашенко (мичман – в Российском Императорском флоте - первый офицерский чин, эквивалент современного лейтенанта). Мичман Домашенко служил на 74-пушечном линейном корабле Азов, флагмане русской средиземноморской эскадры. Эскадра была направлена на помощь грекам, восставшим против турецкого ига. Вокруг Домашенко оказалось целое созвездие будущих знаменитых русских адмиралов. Кораблём командовал капитан I ранга М.П.Лазарев, один из первооткрывателей Антарктиды. На корабле служили лейтенант (эквивалент современного старшего лейтенанта) П.С.Нахимов, мичман В.А.Корнилов, гардемарин (курсант выпускного курса) В.И.Истомин. Адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин погибли при обороне Севастополя во время Крымской войны. Умершего раньше адмирала Лазарева они называли своим незабвенным учителем. А мичману Домашенко судьба не позволила сделать блестящей карьеры. 9 сентября 1827 года он геройски погиб, пытаясь спасти матроса, упавшего с корабля во время шторма. Домашенко прыгнул в воду вслед за матросом. Увы, погибли оба… Домашенко не стал адмиралом, но навеки остался в памяти русских моряков образцом человеколюбия и отваги. Через год в Летнем Саду Кронштадта был открыт памятник А.А.Домашенко.

Отметим интересный факт. Домашенко незадолго до гибели исполнилось всего девятнадцать лет, а он уже был офицером. И это не было чем-то необычным. Мичман Корнилов был всего на два года старше Домашенко, а гардемарин Истомин на два года младше.

-2

Неподалёку от памятника Домашенко стоит очень красивый памятник экипажу клипера «Опричник». Приспущенный Андреевский флаг отлит так искусно, что кажется матерчатым, но он чугунный!

Клипер «Опричник», небольшой парусно-паровой шестипушечный корабль водоизмещением всего 615 тонн был построен в Архангельске во время Крымской войны и вскоре отправлен на Дальний Восток. Там клипер занимался изучением берегов Приморья, только что присоединённого к России, заходил в порты Японии и Кореи. В 1861 году корабль получил приказ возвращаться в Кронштадт. В ноябре «Опричник» вышел из Батавии (теперь Джакарта, Индонезия), направляясь на мыс Доброй Надежды. Больше о корабле и его экипаже ничего не известно. Скорее всего «Опричник» погиб во время урагана в Индийском океане.

Мореплавание и теперь остаётся опасной профессией. А тогда не было ни радио, ни средств навигации, кроме компаса, солнца и звёздного неба, ни прогнозов погоды. И мы никогда не узнаем, что случилось с кораблём и его экипажем…

В 1873 году в Летнем Саду был установлен памятник погибшим на клипере морякам. Замечу, что деньги на оба памятника были собраны по подписке офицерами флота и жителями Кронштадта.

Мне кажется удивительным название корабля. Опричниной называлась личная гвардия царя Ивана Грозного. Сейчас опричнина ассоциируется с безвинными казнями и всяческими жестокостями, можно сказать, с террором против собственного народа. А полтора века назад имя «Опричник» получил военный корабль. Видимо в то время на историю смотрели иначе. По крайней мере, тогдашние власти.

В память о погибшем корабле и его экипаже залив в Приморье, в 350 километрах к северо-востоку от Владивостока, получил название Опричник.

-3
-4

Около входа в Летний Сад со стороны докового бассейна в 1902 году адмирал С.О.Макаров посадил дубок. Через два года во время русско-японской войны адмирал погиб вместе с броненосцем «Петропавловск», большей частью его экипажа и художником-баталистом В.В.Верещагиным. А могучий дуб здравствует и остаётся живым памятником Степану Осиповичу. Хотя конечно главный памятник адмиралу Макарову стоит неподалёку на Якорной площади.

Макаровский дуб
Макаровский дуб
-6

И ещё об одном памятнике в Летнем Саду. Между Гротом и памятником Домашенко в 2002 году был установлен закладной камень с надписью: "На этом месте к 300-летию Санкт-Петербурга будет установлен памятник Джону Полу Джонсу (1747 - 1792) контр-адмиралу российского флота, герою американской революции, кавалеру высших орденов Франции. Город Кронштадт". При недавней реконструкции и реставрации Летнего Сада камень исчез. Кто его установил, и куда он делся, я понять не смог. Тогда я попытался разобраться, кто такой Джон Пол Джонс. Несомненно, это противоречивая фигура. Родился в Шотландии, плавал на английских кораблях, не брезговал работорговлей. Во время войны американских колоний за независимость от Англии служил в американском флоте, нападал на английские суда. Был капером, то есть практически пиратом на службе правительства. Потом занимался тем же от имени французского короля. Был русским контр-адмиралом при Екатерине II, успешно воевал с турками, но поссорился со всесильным Григорием Потёмкиным. Вынужден был уехать, но при этом ухитрился сохранить адмиральское жалованье! Будучи русским адмиралом, дружил с Тадеушем Костюшко, вождём антирусского восстания в Польше. Умер в Париже. В разное время, в разных странах привлекался к суду за финансовые махинации, убийство матроса, изнасилование. Но всякий раз признавался невиновным. По-моему самая подходящая характеристика этого человека – международный авантюрист. Однако есть и другие мнения. В Петербурге на доме 23/12 по Большой Морской улице, где жил Джон Пол Джонс, установлена мемориальная доска в его честь.