Гамлет. СССР, 1964. Режиссер и сценарист Григорий Козинцев (по одноименной пьесе У. Шексира). Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Эльза Радзиня, Юрий Толубеев, Анастасия Вертинская, Вадим Медведев, Игорь Дмитриев и др. 20,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Григорий Козинцев (1905-1973) в соавторстве с Леонидом Траубергом (1902-1990) и самостоятельно поставил 13 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Гамлет», «Король Лир») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
1960-е и 1970-е годы в СССР были благодатным временем для зрительского успеха интеллектуального киноискусства. И если бы экранизации трагедий «Гамлет» и «Король Лир» вышли бы на экране, к примеру, в 1980-х, они, скорее всего, не смогли бы перешагнуть барьер даже в 10 миллионов зрителей за первый год демонстрации. Но оттепельные шестидесятые были иными, и фильм «Гамлет» посмотрело более двадцати миллионов человек.
Советская кинопресса высоко оценила эту работу Г. Козинцева.
Культуролог и киновед Майя Туровская (1924-2019) писала, что «козинцевский "Гамлет" символичен в меру и историчен в меру. Постановка строга и проста. … Этот "Гамлет" не требует специальной шескпироведческой эрудиции и томов комментариев — он доступен любому зрителю. Это "общедоступный" Гамлет в самом благородном смысле этого слова» (Туровская, 1966). Туровская М. Гамлет и мы. 1966. https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1326/annot/
Авторы «Краткой истории советского кино» подчеркивали, что «трагедия Шекспира истолкована в фильме смело и современно. Гамлет в исполнении И. Смоктуновского – человек мужественный, глубоко интеллектуальный, он настойчиво и целеустремленно ведет борьбу с лживым, порочным обществом двора короля Клавдия. Центральным эпизодом фильма стал не монолог «Быть или не быть…», обычно выделявшийся в постановках трагедии, а эпизод с флейтой, утверждающий достоинство человека, полный веры в силу человеческого разума» (Грошев и др., 1969: 487-488). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.
А кинокритик Инна Соловьева отмечала, что в этом «размеренном и до конца выверенном фильме Козинцева Смоктуновский оставляет удивительное ощущение: кажется, в роли что-то меняется от раза к разу, как не может меняться в кино, и как бывает только в театре» (Соловьева, 1965: 99). Соловьева И. Человек по имени Гамлет // Экран 1964. М.: Искусство, 1965. С. 94-100.
Король Лир. СССР, 1971. Режиссер и сценарист Григорий Козинцев (по одноименной пьесе У. Шексира). Актеры: Юри Ярвет, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Олег Даль, Леонхард Мерзин, Регимантас Адомайтис, Александр Вокач, Донатас Банионис, Алексей Петренко, Юозас Будрайтис и др. 17,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Экранизация «Короля Лира» была также активно поддержана кинопрессой.
Высоко оценил фильм кинокритик Виктор Демин (1937-1993), подчеркнув особенности современной трактовки трагедии Шекспира (Демин, 1971: 1-2). Демин В. «Король Лир» // Спутник кинозрителя. 1971. № 1. С. 1-2.
Незаурядность этого фильма Г. Козинцева отметил и кинокритик Александр Ликов (1936-2007): «Козинцев не пытается «улучшить» Шекспира, подгримировать, подретушировать мир его трагедии. Он верен и не укладывающейся ни в какие канонические рамки шекспировской многотемности, многомерности, многозначности» (Липков, 1971: 64). Липков А. Последний суд // Экран 1970-1971. М.: Искусство, 1971. С.62-69.
Режиссер Сергей Юткевич (1904-1985) писал: «Фильм Козинцева я воспринял не как историю величия и падения одного только Лира, но как многоголосую симфонию, в которой сложно переплетаются судьбы отдельных людей с судьбами века и где история без всяких натяжек становится близкой современнику. … Всякое декоративное украшательство, столь соблазнительное для всех прикасающихся к так называемым «костюмным» сюжетам, изгнано с беспощадностью, свидетельствующей о взыскательном вкусе режиссера и художника» (Юткевич, 1971: 76-77, 87). Юткевич С. Цена шпаги // Искусство кино. 1971. № 5. С. 73-88.
Литературовед и шекспировед Дмитрий Урнов в журнале «Искусство кино» приходил к выводу, что «на экране мы видим в самом деле цельный образ Лира, соединившего, в особенности убедительно, возраст личный с историческим; это и старость и «старый порядок», отцовство — и прошлое в отношении к настоящему. Не имея возможности заглянуть в лабораторию создателя фильма, трудно догадаться, благодаря чему это удалось, как это получилось. Могу только из сравнения планов Григория Козинцева с их исполнением отметить, что режиссерская мысль в фильме двинулась от жесткой конструктивности, еще владевшей Григорием Козинцевым в пору обдумывания «Короля Лира», к более органическому истолкованию шекспировской трагедии. … Козинцев отлично знает это, движение времен в фильме не однозначно. Не благостен век Лира, не однозначен и наступающий новый век. Вопреки традиции, режиссер не торопится вызвать сочувствие к Лиру. Недаром сцена раздела королевства озадачила некоторых зрителей: очевидное в козинцевской трактовке самовластье капризного старика не согласуется с обычными представлениями о Лире, поднимает новый пласт отношений, связывающих отца и дочерей. … по фильму, при всех оттенках, соблюденных постановщиком, воплощенных в фильме, конфликт с «природой» самого Лира не вполне ясен. А может быть, он сделан слишком осторожно, чересчур тонко, и прочертить надо было его грубее, что ли? Во всяком случае, апофеоз столкновения Лира с «природой» — прославленная буря — получился, на мой взгляд, статичным. При всех возможностях кино эта сцена осталась столь, же затруднительной, какой она всегда была для театральных постановщиков» (Урнов, 1971: 130, 133, 136). Уронов Д. Движение времен // Искусство кино. 1971. № 4. С. 122-136.
А Вы видели эти фильмы Григория Козинцева, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020