Как же так? Относительный успех Турции в борьбе с пандемией способствовал тому, что страна смогла реализовать свои глобальные усилия по оказанию помощи.
Прибытие колоссального грузового самолета турецких ВВС Airbus 400 Atlas на объединенную базу Эндрюс в Мэриленде на прошлой неделе стало историческим моментом. В то время, когда пандемия коронавируса сильнее всего ударила по Соединенным Штатам и сотни американцев ежедневно теряли свои жизни, жест Турции был скорее символическим проявлением солидарности, чем решением острой нехватки медикаментов в Америке. Персонал из США. ВВС, FEMA и FDA выгрузили медицинские принадлежности, которые включали 500 000 хирургических масок, 4000 комбинезонов, 2000 литров (528 галлонов) дезинфицирующего средства, 1500 защитных очков, 400 масок N-95 и 500 защитных экранов для лица. На коробках с припасами были напечатаны слова суфийского поэта тринадцатого века Джалалуддина Руми на турецком и английском языках: “после безнадежности есть так много надежды, а после темноты есть гораздо более яркое солнце.(Есть надежда после отчаяния и много солнц после тьмы).
Помощь Турции была хорошо принята в остальном “недружественном к Турции” Вашингтоне, поскольку оба союзника находятся в тупике по множеству вопросов, которые в основном исходят из ближневосточной политики. Сопредседатели группы по американо-турецким отношениям и турецко—американским отношениям-конгрессмены Джо Уилсон, Стив Шабо, Джеральд Коннолли и Стив Коэн-выступили с пространным заявлением, в котором выразили свою признательность Турции за солидарность с американским народом. Министерство обороны опубликовало трогательный видеоклип, в котором подчеркнуло силу турецко-американского альянса.
В то время как помощь Турции Соединенным Штатам была самой впечатляющей, беспрецедентным глобальным шагом, Турция также направила медицинские грузы в пятьдесят пять стран, включая Италию, Испанию, Великобританию, Францию, Иран, страны на Балканах, некоторые в Африке и даже в Южной Америке. Внешняя динамика Турции во время пандемии в основном анализировалась через политические линзы и часто называлась “дипломатией коронавируса"."Однако здесь не хватает объяснения того, как Турция смогла ускорить поставки медицинского оборудования в такое количество стран; когда даже самые развитые сильно страдали от нехватки оборудования. Ответ кроется в самодостаточности Турции в этих областях и относительном успехе в борьбе с пандемией.
Согласно данным Всемирной торговой организации за 2019 год, Турция является четвертой по величине страной-экспортером текстиля в мире после Китая, Индии и Соединенных Штатов. Его достаточный сырьевой потенциал, поддерживаемый текстильной инфраструктурой, позволял стране производить до двух миллионов одноразовых масок в день. Кроме того, в условиях стремительного роста внутреннего и международного спроса правительство начало общенациональную мобилизацию для массового производства масок, одноразовых халатов, защитных масок, дезинфицирующих средств и респираторов. Министерство народного образования дало добро учащимся профессионально-технических вузов на начало производства масок. Волонтеры, используя 3D-принтеры, начали изготавливать лицевые щитки. В массовую мобилизацию включились и государственные учреждения. Министерство молодежи и спорта поощряло молодежных лидеров и спортивных тренеров производить маски на спортивных аренах. Министерство национальной обороны начало производство масок на своих текстильных предприятиях для турецких вооруженных сил.
В это кризисное время Турции очень пригодилась стремительно развивающаяся технология беспилотных летательных аппаратов. Ведущий турецкий производитель беспилотных летательных аппаратов Baykar и оборонные подрядчики Arcelik и ASELSAN объединились и произвели 5000 вентиляторов. По иронии судьбы, в то время как оборонная промышленность Турции была занята производством вентиляторов, президент США Дональд Трамп злился на GM и Ford за их нежелание производить их.
Чрезмерная зависимость развитых западных стран от Китая, вероятно, и стала причиной их провала в этом беспрецедентном кризисе. По словам Скотта пола, президента Альянса американских производителей, " отсутствие адекватных внутренних производственных мощностей для таких вещей, как защитные маски и респираторы, в сочетании с хрупкостью глобальных цепочек поставок по требованию и нашей полной зависимостью от них-для всего, от ингредиентов в наших лекарствах до частей дыхательных аппаратов — оставило нас опасно уязвимыми во время международной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения.”
Другими словами, первоначальная неспособность Китая производить достаточное количество медикаментов привела к задержке, которая стоила жизни тысячам людей в таких зависимых от Китая развитых странах, как Соединенные Штаты, Франция, Германия, Италия и Испания. На самом деле ситуация стала настолько отчаянной, что они начали конфисковывать друг у друга ограниченные партии медицинского оборудования, которые были заказаны. Берлин обвинил Соединенные Штаты в конфискации в Таиланде около 200 000 китайских масок, направлявшихся в Германию. Сильно пострадавшие Италия и Испания обвинили Францию в “краже” своей партии масок. Чехия захватила, но позже освободила 110 000 масок, которые Италия заказала у Китая. Список можно продолжать.
Относительный успех Турции в борьбе с пандемией способствовал тому, что страна смогла реализовать свои глобальные усилия по оказанию помощи. Довольно рано (3 февраля) прекратив полеты из Китая, введя жесткие меры социальной дистанцированности и почти полностью закрывшись в своих тридцати одном крупном городе, Турция смогла сохранить свой уровень смертности намного ниже, 42 смерти на миллион, чем 519 в Испании, 458 в Италии, 369 во Франции, 186 в Америке и 87 в Германии. Кроме того, культурные особенности Турции, такие как забота членов семьи о пожилых людях (дома престарелых, где большинство смертей произошло на Западе, являются табу в Турции) и традиционное широкое использование "Колоньи", традиционного дезинфицирующего средства для рук, также способствовали сдерживанию распространения болезни. Массовые инвестиции в здравоохранение, особенно строительство крупных городских больниц в последнее десятилетие, создали инфраструктуру, которая уже поддерживала производство столь необходимого медицинского оборудования. Наконец, Турция сделала лечение пандемии и лекарства от нее полностью бесплатными, что также помогло замедлить ее распространение.
Эти меры предотвратили полное разорение страны, позволив ей направить свои ресурсы на производство достаточного количества медицинского оборудования, чтобы иметь возможность отправлять грузовые самолеты в пятьдесят пять стран по всему миру, что сделало ее главным глобальным игроком в борьбе с коронавирусом. Что еще более важно, большую помощь оказали самодостаточность Турции и ее низкая зависимость от глобальной цепочки поставок, которая оказалась подверженной нарушениям. В эпоху, когда нетрадиционные угрозы, такие как пандемия, становятся слишком распространенными, возможно, настало время для стран, особенно развитых, пересмотреть важность внутреннего производства и общественного здравоохранения.