Найти тему

Недооцененные фильмы: «Вивариум»

Сюрреализм и экзистенциальный ужас: чем напугал и оттолкнул зрителя «Виварий» и почему он хорош. Осторожно, спойлеры!

Семейная пара решает купить дом в пригороде. Наглый и глумливый агент по недвижимости с удовольствием сопровождает их к месту покупки – в странный район, состоящий из бесконечных рядов идентичных домиков. А показав им новое жилище, бесследно исчезает. Ряды же домиков оказываются бесконечными буквально… Выбраться из «уютного» райончика нереально, попытки сжечь дом не приводят ни к чему хорошему, а вскоре на пороге зловещего жилища появляется коробка с младенцем и запиской: «Если вырастите ребенка – отпустим».

-2

«Вивариум» – фильм эстетский. Недаром на КиноПоиске в похожих числится артхаусный «Неуместный человек». Впрочем, «Вивариум», хоть и вдохновленный полотнами Рене Магритта, сюром в чистом виде не является. За вычурным видеорядом кроется вполне рациональное объяснение происходящего, ключ к которому дан уже в первой сцене фильма.

Идея разумных «кукушек», подкидывающих своих отпрысков людям, не нова – еще в древности появился бродячий сюжет о нечисти, подменяющей человеческих детей своими отпрысками. «Вивариум» раскрывает эту идею в научно-фантастическом ключе, и, похоже, впервые (по крайней мере, мне раньше подобные сюжеты в НФ не встречались). Правда, сложно понять, зачем эти «кукушки» так поступают – цивилизация, создающая «карманные» измерения и манипулирующая реальностью, могла бы придумать что-нибудь более эффективное, чем няньки чуждого биологического вида. Но, с другой стороны, что мы можем знать о существах с такими развитыми технологиями и при этом с таким коротким сроком жизни? Их цивилизация, культура, логика, должны радикально отличаться от человеческих.

Дети порой могут вывести из себя. А уж если они - пришельцы...
Дети порой могут вывести из себя. А уж если они - пришельцы...

Если же рассматривать фильм как метафору, то в первую очередь он демонстрирует трагическое противоречие между человеком и природой. Человеческая мораль зачастую не совпадает с законами биологической целесообразности. Например, для природы смерть – просто часть жизненного цикла, а не трагедия. То, что в человеческой культуре считается чудовищным преступлением (к примеру, каннибализм или все та же показанная в фильме стратегия размножения кукушек), является естественным поведением для многих животных. Жизнь отдельного индивидуума бесценна с точки зрения человека, но для природы важно лишь выживание вида. И в природе наше единственное предназначение – передать наши гены последующим поколениям и погибнуть, уступив им место под солнцем. Никакого самосовершенствования и бессмертия души: «– Ты – мать Ты отправляешь сына в реальную жизнь. – А что остается мне? – Смерть. Засыпай…». Реальность даже более жестока, чем ситуация, показанная в фильме: посвятишь ты свою жизнь потомству или нет – итог все равно один.

"Яма, как символ движения...." к истине?
"Яма, как символ движения...." к истине?

Не лишен фильм и сатирического подтекста. Однообразие мещанского образа жизни низводит личность до уровня неразумного Человека Потребляющего, от которого требуется только заниматься тупым бесполезным (а может быть, и вредным для общества) трудом и тратить последние копейки на удовлетворение ложных потребностей, чтобы было «все, как у людей». Как подростки и молодежь, герои фильма на первых порах пытаются сломать систему и вырваться за ее пределы, но скоро протест сменяется принятием. Он бессмысленно роет яму во дворе, пытаясь «докопаться» до сути – очень похоже на сторонников теории заговора, которые, боясь что-то изменить в своей жизни, ищут для своих проблем заведомо неустранимые глобальные причины. Она – воспитывает ребенка, заведенного не сознательно, а наполовину случайно, наполовину под давлением внешних причин; и, столкнувшись с его инаковостью, просто в ужасе разрывает с ним всякую связь, объявив для себя монстром. Но если выхода нет на соседней улице, его тем более нет в яме на собственном дворе, и, если ты не можешь признать в ребенке индивидуальность, бессмысленно пытаться наладить с ним контакт. Гибель в неведении – логичный результат: яма может быть только могилой, а нелюбимый ребенок вырастет монстром с холодными глазами, который, улыбаясь, похоронит родителей вместе с ненавистным детством.

Инна Хардвик идеально сыграл иномировое существо, изящно уродливое и утонченно-чуждое.
Инна Хардвик идеально сыграл иномировое существо, изящно уродливое и утонченно-чуждое.

Традиционный вопрос – почему фильм получил столь низкие оценки? Ну, прежде всего, это явное «кино не для всех» – преимущественно холодные, «стерильные» цвета, гнетущая музыка, мало юмора (да и тот черный), никаких прямых объяснений происходящего, да еще и щепотка боди-хоррора. Все это, конечно, по нраву любителям авторского кино, но массового зрителя и один из вышеперечисленных пунктов может оттолкнуть. Режиссер же не настолько именитый, чтобы хипстеры ставили ему «10 из 10», не задумываясь. Не исключено также, что многие увидели в «Вивариуме» пропаганду чайлдфри. Подобная трактовка сюжета, конечно, приходит в голову, но следует отметить, что пропаганда эта очень слабая, поскольку в реальной жизни наличие ребенка никак не снижает продолжительность жизни родителей, а то и способствует ее повышению. Более того, в странах с нормальной экономикой и обеспеченным населением наличие детей, как правило, не снижает и качества жизни родителей… Но это уже, как говорится, «совсем другая история», и довольно печальная.

«Вивариум» – фильм не из тех, которые могут поднять настроение. Это горькая сюрреалистическая притча в холодно-меланхоличных тонах. Но любителям «умной» НФ и осмысленного авторского кино стоит его посмотреть.

Рейтинг КиноПоиска - 6,109.

Моя оценка - 9 из 10.

Другие недооцененные фильмы:

"Идиократия"

"ЛЕГО фильм 2"

"Мистер Бин на отдыхе"

"Монах и бес"

"Моя мачеха - инопланетянка"

"Офисное пространство"

"Царь скорпионов"

"Человек-Муравей и Оса"

"Хан Соло. Звездные войны. Истории"