Найти в Дзене
Лодочник

Южная Георгия, остров на краю земли

Южная Георгия, остров на краю земли...

Сюда, пока немногие приходят корабли...

Автор: Евгений Михалев (другие рассказы этого автора)

Сентябрь 1969 г... Калининград, КБТФ, производственный отдел. Я стою перед Маргаритой Антоновной, получаю новое направление на судно.

- Вот у нас БМРТ «Янтарь» уходит в Антарктиду на промысел нототении, должность консервного мастера... пойдешь?

- Икру в бочках солить?

- В бочках и баночки закатывать...

- Нет, никогда икрой не занимался... рыбмастером - пожалуйста. А консервным не пойду, слишком большая ответственность.

- Нет. Рыбмастера уже все в штате, а помощником консервного? - Хорошо, помощником пойду.

- Тогда вот направление, иди в отдел кадров.

На следующий день я поднимался по трапу БМРТ «Янтарь». Сразу направился в каюту к старшему помощнику капитана (для представления). Проходя салон команды, я увидел его в парадном кителе, с орденскими планками (он разговаривал с коком).

- Товарищ старпом, обратился я к нему... В этот момент кок хрюкнул, и сдерживая смех закрыл амбразуру кухни. Я услышал как на кухне, «заржали лошади».

- Я не старпом, я рыбмастер Николай Семенович.

Я скосил глаза на рукав кителя... галуны то старпомовские...

- Старпом сейчас в каюте. Когда оформишься - выходи на пирс. Сейчас снабжение привезут.

- Хорошо Николай Семенович, мне еще надо консервного мастера найти. Если он распорядиться, конечно выйду.

- Ну, ну... недовольно хмыкнул рыбмастер.

К началу октября наше судно было готово к дальнему походу. Консервный цех на БМРТ совсем крошечный, а план по икре был не шуточный. Только в бочки посолить 18 тонн, да еще баночек (по 110г.) накатать...

Прошли Бискай, потеплело и океан поспокойнее стал. С района промысла приняли много заявок на продукты, зашли в Лас-Пальмас.

Перед выходом инструктаж 1 пом.капитана.

Выходим трое. Черные ботинки, черные брюки, белые рубашки... Тут же на пирсе испанец нас спрашивает - Вы военные моряки?

Нет, мы рыбаки... Испанец смеется... Через 2 суток мы продолжили свой путь к Антарктиде. Выхожу вечером на промысловую палубу - тралы давно проверены, ваера намотаны, добыча не спеша ковыряется со снаряжением.

У ваерной лебедки стоит небольшой столик, сидят кэп, консервный мастер и доктор-врач. Играют в «пульку».

Увидели меня: Евгений, давай к нам. Вчетвером интереснее. - На что играете?

- А... кто в итоге проиграется, с того ресторан. Ну что же, подойдет. Так и играли, каждый день с 17до 23 часов. В небольших перерывах кэп отлучался на мостик для контроля обстановки.

Когда приходил, всегда говорил - 3-го помощника (вечерняя вахта с 20-24) мне сам Бог послал. Очень опытный штурман.

Так продолжалось пока нам не повстречался танкер типа AFRAMAX . Он шел строго навстречу нам. Что там 3-й пом. капитана с ним договорился, танкер как шел, так и шел прямо нам в лоб...

3-й срочно вызвал по « громкой» кэпа на мостик. Скомандовал рулевому - лево 20. Но заметив, что не расходимся закричал:

- Право на борт!..

Когда кэп «влетел» на мостик мы уже расходились левыми бортами. А с высокой надстройки танкера с удивлением смотрели на противоминные зигзаги нашего судна. Представляю разговор штурманов на танкере:

- Это что такое Франц?

- Это русские моряки... - Что за маневры они выполняют?..

- Русские, сэр...

Больше в карты мы не играли. Прошли экватор, с русалками, Нептуном и чертями. Всех (и меня в том числе) кто первый раз пересекал экватор, черти хватали под руки...

Загоняли в длинный узкий брезентовый мешок, вымазанный изнутри тавотом и солидолом... Потом раскачав закидывали в большой бассейн...

После обряда крещения наливалась большая чарка вина и выдавалась грамота о прохождении экватора. (Эту грамоту нужно было сохранять в последующих рейсах. Она избавляла от повторного обряда крещения).

За сутки до подхода в район промысла, вечером, я находился на шлюпочной палубе левого борта. Волнение моря 4-5 баллов, хорошая видимость.

Вдруг я увидел косой парус черного цвета, метров 5-6 высотой, на расстоянии 150-200метров прямо на траверзе судна. Я с минуту смотрел на него, лодки или яхты не было видно...Парус поднимался как будто из волн. Я забежал на мостик:

- Слева парус!..

Южная Георгия
Южная Георгия

Штурман стоял рядом с локатором, заглянул в раструб... Нет... ничего не вижу. Потом вместе вышли на палубу. На том месте, где я несколько минут назад наблюдал парус, ничего кроме волн не было...

На следующее утро я увидел скалы, мы подходили к острову.

Здравствуй Южная Георгия! (Вторая часть - по этой ссылке).

Ссылка на сборник "Морские рассказы" Евгения Михалева (выбирайте, что больше нравится и читайте).