Здравствуйте, друзья!
В последнее время про поправки говорят много. Одна из тем: почему вопрос в бюллетенях сформулирован так: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?». Ведь мы голосуем за поправки, а не за изменения. Или это одно и то же?
Почему вопрос решили сформулировать именно так, у меня нет однозначного ответа. А в соцсетях я встречал целые теории заговора. Мол, на самом деле мы голосуем за некие «изменения», которые будут лишь в будущем, а эти поправки — прикрытие.
Но всё это не соответствует действительности. Попробуем разобраться, какие вообще бывают виды изменения Конституции.
Способы изменения Конституции
Согласно главе 9 Конституции, есть три способа изменить её текст: «изменения», «поправки» и «пересмотр положений».
«Изменения» (ст. 137)
Самый простой способ изменить Конституцию, но с его помощью меняются исключительно положения статьи 65 — перечень субъектов (регионов), входящих в состав РФ.
Чтобы внести «изменения» в перечень, достаточно принять в состав РФ новый регион — как было с Крымом и Севастополем в 2014 году. Чтобы это сделать, нужно принять Федеральный конституционный закон, который должны принять 2/3 депутатов ГД и 3/4 членов СФ.
Эти изменения будут касаться только самой статьи 65 со списком регионов и не распространяются на другие статьи Конституции.
С течением времени состав государства может меняться — даже в современной истории были моменты, когда несколько регионов объединяли в один.
Тогда-то и надо вносить изменения в статью 65. Поэтому при создании Конституции предусмотрели упрощённый порядок внесения изменений в эту статью.
«Поправки» (ст. 136)
Они вносятся в главы с 3 по 8 и принимаются в следующем порядке: их принимает Госдума, одобряет Совет Федерации и парламенты регионов, а после подписывает Президент. На этом процесс рассмотрения поправок завершается и они вступают в силу.
Всероссийское голосование по поправкам проводиться не должно — об этом чётко говорит статья 136 Конституции.
Но, как нам говорят, в этот раз решили провести голосование — это личная инициатива Президента.
«Пересмотр положений» (ст. 135)
Главы 1, 2 и 9 Конституции вообще нельзя изменить. Поэтому «пересмотр положений» фактически означает, что разрабатывается абсолютно новая Конституция, с нуля.
Принимается она следующим образом: сначала выдвигается само предложение о «пересмотре положений» глав 1, 2 или 9. Если его поддержат не менее 3/5 сенаторов СФ и депутатов ГД, то созывается Конституционное собрание.
Конституционное собрание — специальный орган, который собирается только для разработки новой Конституции с нуля. В данный момент законодательства о созыве Конституционного собрания в России нет. Нет даже не то что законопроекта, а даже черновика. Поэтому созвать его в ближайшем будущем невозможно.
Далее Конституционное собрание:
- либо отказывает в разработке новой Конституции и решает, что дальше продолжает действовать старая;
- либо принимает решение разработать новую Конституцию.
После завершения работы над проектом новой Конституции есть два варианта: он либо принимается голосами 2/3 членов Конституционного собрания, либо выносится на всероссийское голосование.
Да, всё верно: в теории полностью новая Конституция в России может быть принята вообще без участия народа, но, как я уже сказал, до этого ещё далеко — законодательной базы вообще нет.
Вопрос в бюллетене
Конечно, если трактовать его буквально, то мы будто бы голосуем за «изменения», которые могут вноситься только в статью 65.
Но с этим голосованием вообще ничего не понятно. Как я уже сказал, по идее оно вообще не должно проводиться и результат его не влияет на вступление поправок в силу.
Видимо, ответ на вопрос, почему в бюллетене именно такой текст, а не другой, знают только в ЦИКе.
**********