Найти в Дзене
Снова дороги...

Илешево. Костромская область.

Подавальник - длинные деревянные вилы, сделанные из целого куска дерева с тремя зубцами для накидывания сена на стог или снопов на колосники в овине.

В очередной раз, проезжая через Кологрив в Верхнеунжье, на этот раз по приглашению П. В. Романца, я задумался об этом любимом и удивительном крае.

Для начала, это действительно край. Дальше на север не проехать уже ни на чем. Здесь трудно живётся. Здесь поля, впрочем, как и по всей России, зарастают лесом, а ещё недавно за три помятых колесом стебелька овса можно было иметь бледный вид. Здесь от брошенных деревень через несколько лет не остаётся ничего, кроме высаженных, бог знает когда и кем, лип и тополей, с тоской указывающих, что здесь протекала Жизнь.
Здесь плохие дороги.
Местные машины можно безошибочно определить по отчаянно скрипящему звуку подвески.

Лиственные мосты вверх по течению Унжи.
Лиственные мосты вверх по течению Унжи.

Но что-то заставляет здесь каждую весну собираться тысячам перелетных гусей-лебедей. Что-то заставляет людей приезжать, и, дождавшись «низкой воды», переходить вброд Унжу, чтобы посетить родные места и полуразрушенный деревянный храм, бывший в советское время школой. Здесь москвичи, питерцы и жители других городов, приехав единожды, остаются навсегда так, что с наступлением весны почти каждый день думают о возможности поехать хоть ненадолго в свой деревенский дом.

А ещё здесь время. Здесь не сильно спешат. Здесь время то ли показывает нам наше скоротечно-столетнее место в истории, то ли вообще остановилось в конце XIX в.
А ещё это край
П.А. Катенина, С.В. Ешевского, Н.М. Баранова, купцов и промышленников, крестьян и ремесленников, разъездных работных людей. А ещё, ещё - Г.А. Ладыженского, Е.В. Честнякова, В.Н. Леоновича, А.В. Хробостова и многих других простых, известных и значимых людей.


Дорогу мне, остановившись на середине, перебежал
заяц. А через некоторое время промелькнула, как чёрная молния, куница. Я приехал.

Богоявленская церковь. Построена в 1796г. Двухсветный четверик имеет с противоположных сторон алтарную часть и трапезную. Существовали приделы Илии Пророка и Флора и Павла.
Богоявленская церковь. Построена в 1796г. Двухсветный четверик имеет с противоположных сторон алтарную часть и трапезную. Существовали приделы Илии Пророка и Флора и Павла.

В Илешеве два храма. Несколько домов также принадлежат церкви. И музей Сохранённой памяти Верхнеунжья.

Керосиновые лампы из дворянских и купеческих усадеб.
Керосиновые лампы из дворянских и купеческих усадеб.

В основу коллекции положены предметы, собранные А.В. Хробостовым, и записи, сделанные им в его удобных полутетрадках.

Полутетрадки Хробостова.
Полутетрадки Хробостова.

Встретил же меня и рассказал обо всем создатель музея, краевед, писатель, Лауреат Всероссийской премии 2008г., Межрегиональной премии им. о. Павла Флоренского 2013г., член Русского Географического общества Павел Викторович Романец.

Род и герб Николая Михайловича Баранова.
Род и герб Николая Михайловича Баранова.

Долгий разговор перешёл из музея в деревню.
Экспонатов очень много - под две тысячи. И поступления. А ещё есть комната - комната-уголок сельского дома 70 г.г.

Медведки тяни-толкай. На этих рубанках работают двое людей. Применяются для строгания больших поверхностей, например, досок обшивки дома.
Медведки тяни-толкай. На этих рубанках работают двое людей. Применяются для строгания больших поверхностей, например, досок обшивки дома.
Ухват для большого чугунка. Т.к. готовили в основном женщины, их сил не хватало ставить и доставать тяжести из русской печи. Поэтому были изобретены деревянные, поновляемые колеса для катания чугунка в ухвате по поду печи.
Ухват для большого чугунка. Т.к. готовили в основном женщины, их сил не хватало ставить и доставать тяжести из русской печи. Поэтому были изобретены деревянные, поновляемые колеса для катания чугунка в ухвате по поду печи.

Здесь и коврик над кроватью, и горка-буфетик с самым дорогим в семье, что можно было с гордостью выставить. В рамках ФБ я покажу лишь немногое, что привлекло мое внимание.

Трензеля. Стремя и чесалка лошадей.
Трензеля. Стремя и чесалка лошадей.
Деревянное ведро под коромысло.
Деревянное ведро под коромысло.
Вбивные наковаленки для отбивания косы.
Вбивные наковаленки для отбивания косы.

Хочется верить, что ничто не помешает расширить экспозицию на будущий год уже в соседнем доме. Ведь в Верхнеунжье проживали и другие сословия, чей быт также очень интересен и не должен быть обойдён вниманием «Сохранённой памяти».

Форма для пасхи в советское время. К нужному празднику соответствующие стороны оставлялись открытыми. Непосредственно на Пасху открывался растительный орнамент.
Форма для пасхи в советское время. К нужному празднику соответствующие стороны оставлялись открытыми. Непосредственно на Пасху открывался растительный орнамент.

Уезжать не хотелось. Возвращался я уже в темноте.
15.08.2019 г. Илешево.

Вечерняя Унжа около Кологрива.
Вечерняя Унжа около Кологрива.
Спасибо, что читаете мои заметки! Подписывайтесь, ставьте лайки. Впереди много интересного!