Было бы несправедливо оставлять на канале в качестве некролога текст об одном из худших фильмов недавно скончавшегося режиссёра. Восьмидесятилетний Джоэл Шумахер, как было сказано, снял немало великолепных картин самых разных жанров и, конечно, их стоит пересматривать, хотя бы в память о неплохом человеке и недурном постановщике.
«Невероятно уменьшающаяся женщина» / The Incredible Shrinking Woman (1981)
Незатейливая, но симпатичная фантастическая комедия и одна из немногих главных ролей интересной американской актрисы Лили Томлин. По сюжету её героиня из-за некоей химической смеси начинает резко сдавать в размерах и вскоре становится ростом с Дюймовочку. Она больше не может даже управиться с игрушечным роботом, а скейтборд становится для неё чем-то вроде скоростного автомобиля. Помимо Лили Томлин в фильме сыграли Чарльз Гродин («Успеть до полуночи») и Нед Битти («Телесеть»).
«Огни Святого Эльма» / St. Elmo's Fire (1985)
Молодёжная комедия с целым созвездием начинающих актёров. Загибайте пальцы: здесь сыграли Деми Мур («Призрак»), Эмилио Эстевез («Мужчины за работой»), Роб Лоу («Изгои»), Энди МакДауэлл («День сурка»), Джадд Нельсон («Клуб завтрак»), Элли Шиди («Короткое замыкание»), Эндрю МакКарти («Уикенд у Берни»). Уф! Весь этот молодняк занимается тем, чем обычно занимаются их ровесники в подобных комедиях - влюбляются, дурят, тупят и снова влюбляются, прощаясь с беспечной жизнью перед тем, как окончательно повзрослеть.
«Пропащие ребята» / Lost Boys (1987)
Комедийный фильм ужасов, в котором два брата переезжают вместе с родительницей в Калифорнию. Подросткам смена места жительства и так даётся тяжело, а они ещё сталкиваются с шайкой байкеров. С шайкой не простых байкеров, а бессмертных кровопийц. Довольно смешно, не очень страшно, но очень откровенно. В главных ролях снялись культовые для 80-х мальчишки Кори Хайм и Джэйсон Патрик, но ярче блистает Кифер Сазерленд, который великолепен в образе панкующего вампира.
«Коматозники» / Flatliners (1990)
Фантастический ужастик про студентов медицинского колледжа. Они экспериментируют, вводя друг друга в состояние кратковременной смерти и ненароком оказываются перед самыми большими личными кошмарами. В отличие от предыдущего фильма, не смешно, страшно и очень мрачно. И снова – целая россыпь восходящих звёзд на экране: Кифер Сазерленд (сериал «24 часа»), Джулия Робертс («Красотка»), Кевин Бэкон («Дрожь земли»), Оливер Платт («Лейк Плейсид»), Уилльям Болдуин («Обычные подозреваемые»).
«Умереть молодым» / Dying Young (1991)
Поработав на «Коматозниках» с Джулией Робертс, Шумахер захотел повторить этот опыт и в следующем фильме сделал её основной героиней и основной движущей силой сюжета. Актриса играет молодую медсестру, которая влюбляется в пациента. Проблема в том, что возлюбленный её безнадёжно болен, а, значит, совместное счастье не продлится долго. Мелодрама, которая может кому-то показаться слишком слащавой. Кроме «красотки» из звёздных персон в фильме можно увидеть Винсента Д’Онофрио («Цельнометаллическая оболочка») и Эллин Бёрстин («Реквием по мечте»).
«С меня хватит!» (он же «Падение») / Falling Down (1993)
Известнейший триллер, в котором герой Майкла Дугласа под давлением всяких рутинных неприятностей слетает с катушек и начинает излишне агрессивно отвечать на обиды. В итоге он попадает под прицел полиции, которая гоняется за психанувшим «офисным планктоном», как за особо опасным террористом. Помимо Дугласа в фильме играют Роберт Дювалль («Крёстный отец»), Барбара Херши («Чёрный лебедь»), Рэйчел Тайкотин («Вспомнить всё»), Фредерик Форрест («Апокалипсис сегодня»).
«Клиент» / The Client (1994)
Ещё один захватывающий триллер (и одновременно - судебная драма) от Шумахера. В нём мальчуган ненароком становится свидетелем убийства. В преступление замешана всемогущая мафия, а потому над ребёнком нависает смертельная опасность. Выпутаться из этой передряги должна помочь ему матерая юристка. Помимо лихо закрученного сюжета фильм великолепен актёрским трио в составе Томми Ли Джонса («Беглец»), Сьюзен Сэрандон («Тельма и Луиза») и 11-летнего Бреда Ренфро («Спящие»).
«Бэтмэн навсегда» / Batman Forever (1995)
Считается, что Шумахер похоронил бэтманиану, запущенную Тимом Бёртоном. В какой-то степени это правда – из мрачноватой сказки он перетащил историю в пёструю клоунаду. И всё же, лично для меня, «Бэтмэн навсегда» не настолько плохой фильм (в отличие от следующей шумахеровской попытки снять кино про Человека-Летучую мышь – «Бэтман и Робин» действительно ужасен). Вэл Килмер не слишком убедителен в роли супергероя, но его «делает свита». В злодеях здесь ходят Томми Ли Джонс (которому злодейские роли вообще к лицу… а тут – к двум лицам сразу), Джим Кэрри, ещё не успевший задепрессовать, и симпатичные Дрю Бэрримор с Дэби Мазар. Подружкой Бэтмэна стала Николь Кидман. Экшн-сцены довольно бодрые, сюжет довольно увлекательный. К тому же, в «Бэтмэне навсегда» звучит шикарная песня группы U2 «Hold Me, Thrill Me, Kiss Me, Kill Me» (если не слышали, послушайте обязательно). Ну, и три номинации на «Оскар», пусть и «технические», тоже о чём-то говорят.
«Время убивать» / A Time to Kill (1996)
Криминальная драма, экранизация романа Джона Гришэма. В штате Миссисипи происходит двойное убийство. Убийца – чернокожий мужчина, жертвы – белые. Казалось бы, дело очевидное, но есть нюанс, который всё меняют. Убитые изнасиловали малолетнюю дочь обвиняемого. Вот только на это обстоятельство никакого внимания не обращают расисты. Они требуют покарать убийцу, и его адвокатам приходится защищать мужика не только от обвинения, но и от толп ку-клукс-клановцев. Напряжённое кино с великолепными актёрскими работами Мэтью МакКонахи («Интерстеллар»), Сэмюэля Л. Джэксона («Криминальное чтиво»), Сандры Баллок («Скорость»), Оливера Платта («Коматозники») и обоих Сазэрлендов – отца и сына.
«Восемь миллиметров» / 8MM (1999)
Николас Кэйдж ещё в хорошей форме и играет частного сыщика, которому поручают необычное дело. Он должен выяснить, реально ли произошло убийство, заснятое на киноплёнку, или это умелая подделка. Выполняя задание, детектив все глубже погружается в мир извращений и порока. А на своём пути встречает, например, молодого Хоакина Феникса, которому до «Джокера» ещё шагать и шагать. Мрачное, напряжённое кино, в своё время наделавшее шуму.
«Без изъяна» / Flawless (1999)
Иногда Шумахер «выстреливал» по два фильма в год, и – как правило – оба у него получались удачными. Вот и в этот раз, вместе с «Восемью миллиметрами» он разродился отличной криминальной трагикомедией про сражённого инсультами охранника. Чтобы избавиться от последствий недуга, он должен пройти реабилитационную программу, включающие уроки пению. И из-за этих уроков строго консервативному парню приходится тесно общаться с жеманным трансвеститом. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради дуэта Роберта Де Ниро и Филипа Сеймура Хоффмана.
«Страна тигров» / Tigerland (2000)
Как вы заметили, фильмы Шумахера всегда отличаются невероятным количеством кинозвёзд на квадратный сантиметр кадра. Почти всегда. Данная военная драма, например, была настолько малобюджетна, что денег едва хватило только на Колина Фаррелла («Сорвиголова»). В фильме показаны суровые тренировки новобранцев перед отправкой во Вьетнам в начала 70-х. К сожалению, «Страна тигров» в прокате не отбила даже свой 10-миллионный бюджет, что несправедливо, - фильм-то ведь действительно хороший.
«Плохая компания» / Bad Company (2002)
Редкий заход Джоэля Шумахера на территорию классического боевика с лёгким налётом комедии. И редкий случай, когда Энтони Хопкинс играет крутого парня в фильме подобного жанра. Это был, конечно, странный выбор отдать роль пуленепробиваемого агента ЦРУ тонкому, интеллигентному, да ещё и пожилому Хопкинсу. Но ещё большей странностью было в дуэт к нему поставить вертлявого чернокожего комика Криса Рока («Смерть на похоронах»). Разумеется, они не сыгрались, смотрятся вместе слишком контрастно, и компания из них действительно получилась плохой. А вот сам фильм, если рассматривать его исключительно в рамках жанра и не предъявлять завышенных требований, не так уж плох. Он в меру глуп, в меру нелогичен. Посмотреть на один раз можно (а, поскольку он не очень запоминается, возможно, выдержит у вас и повторные просмотры).
«Телефонная будка» / Phone Booth (2002)
И снова Шумахер выпустил сразу два фильма за один год. По сравнению с шумной и дребезжащей «Плохой компанией», «Телефонная будка» - тихий, камерный фильм. Но смотрится во сто крат увлекательней и впишет себя в историю кино, как яркий пример, когда зрелищный, напряжённый триллер строится на одном актёре и на одной тесной локации. Герой Колина Фаррелла («Страна тигров») заходит в телефонную будку на оживлённой улице и уже больше не может из неё выйти, поскольку оказывается на прицеле загадочного снайпера. Он должен понять, чем же так насолил незнакомцу. Помимо прочего, фильм славен ещё и тем, что в нём Шумахер в который уже раз поработал с Сазерлендом младшим, причём актёр в кадре почти ни разу не появляется.
«Призрак оперы» / The Phantom of the Opera (2004)
У романа французского писателя Гастона Леру про таинственного человека, скрывающегося в запутанной системе тоннелей под парижской Гран Опера, существует под два десятка экранизаций (если учитывать телевизионные и анимационные версии). Большинство из них особый упор делают на жуткие составляющие этой истории, и часто оказываются чистейшими ужастиками. Но Шумахер большее внимание уделил романтической линии – любви Призрака к молодой оперной певице. По жанру это больше музыкальная мелодрама, при том очень пышная и красочная. Многие считают именно версию Шумахера наиболее удачной попыткой перенести книгу на экран.
«Роковое число 23» / The Number 23 (2007)
Первая депрессивная роль великолепного комика Джима Кэрри. Напомню, Шумахер уже работал с ним на фильме про Бэтмэна, где Кэрри сыграл Человека-загадку – вёрткого, кривляющегося и беспрестанно сыплющего шутками и загадками. Здесь же – кардинально иной образ и кардинально иная атмосфера фильма. Кэрри играет человека, уверенного, что про него написана книга «Число 23» с не самым радужным содержанием. Он постоянно находит совпадения между текстом и собственной жизнью, а злосчастное число 23 повсюду преследует его. И герой все глубже увязает в страхе и паранойе. Во время выхода фильм зрители приняли крайне прохладно, скорее просто потому, что не смогли простить актёру резкую смену амплуа. Отбить производство он смог только в международном прокате, но теперь, если вы посмотрите на сайте IMDи, выясняется, что со временем его смогли полюбить и регулярно пересматривают.
«Двенадцать» / Twelve (2010)
Есть вероятность, что со временем с этой криминальной драмой произойдёт то же, что с «Числом 23». В прокате история рефлексирующего драг-диллера, у которого убили двоюродного брата, с треском рухнула, не отбив даже 5-миллионное производство. При этом, снято кино довольно стильно, интригу держит, а смазливые актёры играют на пределе своих возможностей. Среди них, кстати, Рори Калкин («Знаки»), Зое Кравитц (сериал «Большая маленькая ложь»), Эмма Робертс («Мы, Миллеры») и рэппер 50 Cents. В очередной раз поработал Джоэл Шумахер и с Кифером Сазерлендом (который, впрочем, в кадре опять не появляется).
Хм, писал, что Шумахер был талантливым ремесленником, у которого хорошее кино чередовалось с халтурой, а пересчитал включённые в этот список фильмы… Из фильмографии в 25 полнометражных фильмов 17 можно рекомендовать к просмотру и хочется пересматривать. Очень неплохой результат долгой карьеры.