Найти тему
Black Mirror

Селфи в Эрмитаже: Instagram об аудитории самого популярного музея России

Оглавление

Поведение аудитории — довольно популярный предмет исследований. Чаще всего для этого проводятся опросы и ставятся социальные эксперименты. Но фотографии, наполняющие социальные сети, иногда обделяют вниманием, а ведь они могут дать большое количество информации о предпочтениях и интересах аудитории.

Проект "Музей" решил сделать акцент именно на анализе данных современной визуальной культуры, а именно проанализировать 82 000 фотографий из профилей Instagram посетителей государственного Эрмитажа — самого популярного музея, который ежегодно посещают до 4 млн человек.

С точки зрения данного исследования, наверное, перед входом в Эрмитаж надо было бы повесить табличку: «Уважаемые посетители, просьба фотографировать интерьеры, фасады, экспонаты и себя на фоне интерьеров, фасадов и экспонатов». Так что же именно могут сказать мобильные фотографии о предпочтениях аудитории?

Как выяснилось, очень многое. Исследовательская группа пришла к выводу, что посещение музея не ограничивается осмотром экспозиции вместе с экскурсионной группой. Культурная аналитика с использованием плагинов ImagePlot и ImageMontage для программы обработки изображений ImageJ позволили визуализировать весь массив фотографий с популярными хэштегами (вроде "hermitage_palace" или "Эрмитаж") в большие коллажи. Для ручного контент-анализа, в который входила оценка изображенного предмета, общей композиции кадра, наиболее часто встречающихся геометок, использовали 10% от общего числа фотографий. Он позволил выделить основные объекты внимания посетителей и вписать фотографии в общий культурный контекст, например, в какие туристические маршруты включается Эрмитаж.

Визуализация

Первым этапом исследования является распределение фотографий по основному цвету. Плагины ImagePlot и ImageMontage автоматически измеряют тон, яркость и насыщенность каждой фотографии и позволяют создать большие коллажи из всех проанализированных фотографий. Различие фотографий по цвету напрямую связано с изображенными на них объектами (те, на которых преобладали красно-золотые оттенки, были фотографиями внутреннего убранства музея с его бархатом и позолотой, а, например, фотографии с преобладанием голубого и зеленого цвета — фотографии фасада Эрмитажа преимущественно в хорошую погоду).

-2

Контент-анализ. Пародия и почему посетители целуют статуи?

Следующим шагом стал контент-анализ фотографий. Фотографии в первую очередь распределили по запечатленным на них сюжетам. Оказалось, что чаще всего посетители фотографируют сам музей (преимущественно интерьер или экстерьер), вторым по популярности сюжетом оказалось позирование посетителей на камеру, и лишь третье место занимают произведения искусства. Причем, предпочтение отдается наиболее «интерактивным» скульптурам или картинам, которые можно спародировать или дополнить.

«Танец» Анри Матисса — как раз такие картины посетители любят «дополнять».
«Танец» Анри Матисса — как раз такие картины посетители любят «дополнять».

Конечно, экспонаты трогать запрещено, но иногда и это не останавливает посетителей. На 0,4% всех фото посетители нарушают запреты и трогают статуи руками, иногда даже целуют их. Это своего рода способ связать себя с пространством музея, и тут в ход идет фантазия: зрители имитируют позы статуй и персонажей знаменитых полотен, отвечают на их жесты и мимику.

С этой точки зрения легко объяснить популярность атлантов с Миллионной улицы: это одна из тех скульптур, которые можно потрогать.

Туристическая фотография в музее: найди десять отличий

Кстати, что удивило исследовательскую группу, так это сравнительно небольшая доля селфи среди всех фотографий: всего 8%. Чуть чаще встречалось позирование на камеру (18,2%). Наиболее популярной у пользователей Instagram оказалась Иорданская лестница.

В ряде случаев был отмечен принципиальный отказ от позирования по всем законам современной туристической фотографии. Эти фотографии как бы сигнализируют: «я в музее!», — и акцент делается именно на присутствии конкретного человека в конкретном месте.

Нередки также и «альтернативные селфи»: ног на фоне узора паркета дворца, рук с билетами, стаканчиками кофе. Они уже указывают на круг потребностей потребителей-посетителей музея. На некоторых фотографиях, сделанных на Дворцовой площади, было даже отмечено распитие крепких спиртных напитков.

Один из вариантов отказа от традиционного позирования.
Один из вариантов отказа от традиционного позирования.

Но есть у этих фото одна особенность. Они все крайне похожи друг на друга: интерьеры и фасад дворца фотографируются с одних и тех же ракурсов, маршруты, которыми следуют посетители, одни и те же и поэтому их привлекают одни и те же экспонаты.

Но не только ограниченный выбор локаций для фотографий объясняет их сходство. Это феномен туристической фотографии: они должны быть узнаваемы для подписчиков профиля и тех, кто просто листает ленту. В результате Instagram пестрит популярными и всем известными интерьерами, ракурсами и произведениями искусства.

Музей в городе

В ходе исследования рассматривались фотографии, выложенные в радиусе 15 км от Эрмитажа. При соотнесении времени с количеством публикаций (наибольший объем опубликованных фото приходится на 13:00-14:00), можно сказать, что большинство посетителей музея — туристы, и они остаются в историческом центре города с утра до вечера.

На этой карте видно, что посетители музея часто продолжают свой день прогулкой по историческому центру города.
На этой карте видно, что посетители музея часто продолжают свой день прогулкой по историческому центру города.

Аргументом в пользу популярности музея в туристических маршрутах города становится и тот факт, что исследовательской команде встречались даже фотографии, где Эрмитажа вовсе нет, однако есть соответствующий хэштег. Например, фотографии с колоннады Исаакиевского собора или Невский проспект. Вероятно, у этих туристов была долгая прогулка в том числе с посещением Эрмитажа. Зимний дворец появляется также в коллажах, которые объединяют несколько достопримечательностей Петербурга. Границы между музеем и городом оказываются весьма размыты.

Музей сегодня

Как отмечают участники исследовательской группы проекта "Музей" «посещение музея выходит за рамки исключительно осмотра коллекции». То есть музей — это не только экскурсионные группы с гидом, который говорит «посмотрите налево, здесь вы видите..», или индивидуальное посещение выставки с лингафоном. Помимо самих экспозиций для посетителей важны интерьер и архитектура, пространство вокруг музея и его атмосфера.
Проект "Музей" позволяет сделать вывод о том, чего не хватает аудитории, о ее потребностях и соответственно месте музея в городском пространстве, а значит, и о его проблемах, слабых местах, которым стоит уделить больше внимания.

Сайт проекта

Автор статьи: Мария Черных